Перейти к контенту
Александра

Госкомпания «Беда России»

Рекомендуемые сообщения

Государство собиралось рационализировать траты на автодороги, а вместо этого создает монстра, который займется сбором дани с автомобилистов и придорожного сервиса

 

 

TASS_451399_350.jpg

 

 

ЗАЧЕМ НУЖНА ГОСКОМПАНИЯ

 

Закон о создании госкомпании «Российские автомобильные дороги» президент Дмитрий Медведев подписал в конце прошлой недели. Важность события подчеркнула показанная по ТВ встреча президента с министром транспорта Игорем Левитиным, который доложил, как новая компания привлечет деньги, в том числе у частных инвесторов, которых только и не хватало, чтобы победить старую русскую беду. Медведев согласился: «Сейчас он [закон] нужнее даже, чем год назад. Потому что год назад у нас были более серьёзные бюджетные возможности».

 

О создании госкомпании Медведев объявил почти полтора года назад. Тогда привлечение дополнительных средств было второстепенной целью. Компания нужна была (как и созданные в последние годы госкорпорации), чтобы попытаться управлять огромными кусками госсобственности и бюджетных денег. Чиновники сетовали, что 1 км новой дороги обходится у нас очень дорого, а качество ремонта просто ни в какие ворота. Госкомпании сразу предполагалось передать функции госзаказчика и координатора дорожного строительства, и отдать в доверительное управление федеральные дороги.

 

Образец такой организации госкорпорация «Фонд содействия развитию ЖКХ». Разница между госорганом и госкорпорацией понятна уже с главной страницы сайта фонда, украшенной рисунками не самого дешевого московского художника Андрея Бильжо про ЖКХ и тремя роликами, рассказывающими о работе организации.

 

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ

 

Собственно, привлечение частных денег никак не может быть целью создания госкомпании. Для этого есть другие механизмы концессии, государственно-частное партнерство (ГЧП). Буквально в день встречи Медведева с Левитиным было заключено концессионное соглашение: ОАО «Главная дорога» построит выход на МКАД с дороги М1 «Беларусь» в обход Одинцово. Дорога будет платной.

 

Другим странам удается запускать концессии без всяких госкомпаний. Но Россия как всегда выбирает особую дорогу. И на ней, как обычно, будет раздолье для чиновников и прочих государевых людей.

 

У «Росавтодора» будет право передавать дороги в концессии от имени государства и контролировать исполнение концессионных договоров. Проводить отбор претендентов на концессию тоже будет госкомпания, ей же придется выплачивать концессионеру компенсацию, если трафик в процессе эксплуатации платной дороги не достигнет запланированной величины.

 

Действовать от имени государства «Росавтодор» сможет и при изъятии земель, нужных ему для строительства дорог, и при установлении сервитутов на земельные участки, нужные для строительства дорог и придорожных объектов. При этом порядок определения платы за сервитут устанавливает наблюдательный совет «Росавтодора».

 

Все федеральные дороги, передаваемые правительством в доверительное управление «Росавтодора», будут либо частично, либо полностью платными.

 

Проектов вроде дороги в обход Одинцово у «Росавтодора» должно быть много. Раньше платными можно было сделать только новые или реконструированные дороги. Теперь любые, включая те, что построены на средства бюджета. Нужно только решение госоргана, которому подведомственна дорога (правительство, региональная администрация или муниципалитет).

 

Бесплатная альтернатива не должна была быть длиннее платного пути более чем втрое. Этот принцип установлен законом об автомобильных дорогах. Но о качестве бесплатной альтернативы в нем ничего не говорится. Кроме того, в статьи этого закона, посвященные платным дорогам и альтернативному (бесплатному) проезду внесены многочисленные правки, разрешающие делать платными отдельные участки дорог.

 

Автомобилисты и так платят в бюджет гигантские деньги, поэтому дороги должны быть бесплатными, уверен Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». А концентрация «Росавтодора» на платных дорогах приведет к тому, что остальные окажутся в еще большем запустении, чем сейчас, опасается он.

 

Минтранс рассчитывает, что платные дороги смогут оттянуть на себя до 30% трафика.

 

СМЫСЛ ВЫЯВИТЬ НЕВОЗМОЖНО

 

Возможности привлечения средств этим не исчерпываются. Из бюджета госкомпания будет получать не только средства на ремонт и строительство дорог (в 2009 г., после секвестра на 28%, федеральный бюджет дает на дорожное строительство 312,4 млрд руб.), но и вознаграждение за управление ими.

 

Сейчас бюджетные деньги доходят до дорожных предприятий ближе к концу года, когда ничего построить уже нельзя можно только «освоить» бюджет, напоминает соавтор закона и глава думского комитета по строительству Мартин Шаккум.

 

Госкомпания сможет брать кредиты, выпускать облигации (при этом закон о банкротстве на нее не распространяется) и даже принимать пожертвования. Она же будет взимать плату за проезд. Еще один источник доходов сдача в аренду примыкающей к дорогам земли придорожному бизнесу. Госкомпания будет выдавать и разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, на размещение объектов дорожного сервиса. До сих пор этим занимались чиновники.

 

Эксплуатация придорожной сети, выдача разрешений на ведение придорожного бизнеса нормальная практика, так госкомпания будет управлять вверенным ей имуществом, полагает управляющий партнер «Вегас-Лекс» Альберт Еганян.

 

В законе специально прописана возможность взимания платы за проезд авто, перевозящих тяжеловесные или крупногабаритные грузы, причиняющие вред дорогам госкомпании.

 

Не забыли разработчики и о юридических деталях, освобождающих госкомпанию от формальностей, которые так угнетают чиновников. Она получит федеральные дороги в управление без конкурса, на 99 лет. А отбор ею подрядчиков, в частности, на ремонт и строительство дорог, не будет регулироваться законодательством о госзакупках.

 

Законодательство о госзакупках «излишне унифицировано и не учитывает особенности выбора подрядчиков в сфере дорожного строительства и/или содержания автодорог», говорится в «Концепции модернизации системы управления и развития федеральной дорожной сети». Как будут отбираться подрядчики, из текста закона неясно, а выведение госкомпании из-под закона о размещении госзаказа может привести к многочисленным злоупотреблениям, возражает Валентин Завадников, глава комитета Совфеда по промышленной политике.

 

Госкомпания предназначается для передачи государственных функций негосударственному правовому субъекту вместе с госимуществом, объяснял он. Получается, данная НКО будет использована для передачи частным лицам государственных полномочий, говорилось в заключении его комитета.

 

Завадников так и остался единственным сенатором, который проголосовал против закона.

 

Часть доходов от использования госимущества выводится из бюджетного процесса: государство финансирует строительство и реконструкцию платных дорог, но полученные от их эксплуатации деньги остаются у госкомпании, не возвращаясь в бюджет. Поэтому а еще и из-за бюджетного вознаграждения, положенного «Росавтодору», новый механизм «представляется не менее, а возможно, более затратным, чем ныне существующий», говорилось в первом заключении на законопроект думского комитета по транспорту (второе заключение было почти безоговорочно положительным).

 

Сомневался думский комитет и в возможности сэкономить на дорожном строительстве: это возможно либо за счет ухудшения качества работ, либо «за счет сознательного завышения заявленных потребностей по отношению с фактическими». И заключал: «Из всего текста законопроекта смысл создания госкомпании выявить невозможно».

 

СЛОЖНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ

 

По сути, будущий «Росавтодор» госкорпорация, такая же, как «Фонд ЖКХ», «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Роснанотех». Это не АО со 100%-ной госсобственностью, как изначально предлагал Медведев, а некоммерческая организация (как другие госкорпорации). Главное свойство госкорпорации в том, что это государственная некоммерческая организация, но под руководством государства она может свободно заниматься предпринимательской деятельностью, привлекая и инвестируя средства.

 

«Росавтодор», теоретически, мог бы стать ОАО со 100%-ным госучастием, как РЖД, говорится в дорожной концепции. Но его функции как раз имеют «не коммерческий, а социально-экономический характер», тогда как ОАО создается ради получения прибыли. Кроме того, форма ОАО полезна, если планируется приватизация организации, а в случае федерального дорожного агента это маловероятно, утверждает концепция.

 

Назвать «Росавтодор» госкорпорацией помешали только регулярно повторяемая Медведевым идея: госкорпорации должны быть приватизированы, а новые создавать нет нужды. Впрочем, название и неважно. Пришлось, правда, вносить в закон о некоммерческих организациях специальную статью «Государственная компания», но это мелкое неудобство.

 

У «Росавтодора» будет собственный счет в казначействе обычным бюджетополучателям об этом приходится только мечтать. Госкорпорация удобна как центр аккумулирования инвестиционных средств: в отличие от ежегодно планируемого бюджета она может работать в рамках концессионного законодательства.

 

Закон о «Росавтодоре» разрешает ему создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в капитале коммерческих организаций. Эта норма не согласуется с законом об НКО: некоммерческим организациям не разрешается создавать коммерческие. Но специально для «Росавтодора» законодателям пришлось изменить массу законов, включая Гражданский кодекс.

http://slon.ru/articles/98903/

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, magadanian! Прочитать предлагаемый текст и, уж тем более, проанализировать его для меня возможным не представляется. А оказалось - и не нужно! Ваша блистательная реплика подвела черту под вопросом... Но ведь в России 80 процентов населения и не представляют, как в 21-м веке выглядят дороги в нормальных странах...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Фото сильное: если, пардон, такую дорогу считать платной... :bye:

Ну, да...

Какую захотят считать платной, такую и будут. ХОЗЯЕВА. :bye:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо, magadanian! Прочитать предлагаемый текст и, уж тем более,  проанализировать его для меня возможным не представляется. А оказалось - и не нужно! Ваша блистательная реплика подвела черту под вопросом...  Но ведь в России 80 процентов населения и не представляют, как в 21-м веке выглядят дороги в нормальных странах...

Ну, раз Вы не смогли прочитать, то я для Вас выбрала кусочек

 

У «Росавтодора» будет право передавать дороги в концессии от имени государства и контролировать исполнение концессионных договоров. Проводить отбор претендентов на концессию тоже будет госкомпания, ей же придется выплачивать концессионеру компенсацию, если трафик в процессе эксплуатации платной дороги не достигнет запланированной величины.

 

Действовать от имени государства «Росавтодор» сможет и при изъятии земель, нужных ему для строительства дорог, и при установлении сервитутов на земельные участки, нужные для строительства дорог и придорожных объектов. При этом порядок определения платы за сервитут устанавливает наблюдательный совет «Росавтодора».

 

Все федеральные дороги, передаваемые правительством в доверительное управление «Росавтодора», будут либо частично, либо полностью платными.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемая... Простите... мне показалось, вы написали

я для Вас выбрал кусочек
... Стало быть - уважаемый!..

Ну да всё-равно - спасибо Вам, Александра!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

рвс14

Уважаемая... Простите... мне показалось, вы написали

Ну, описка вышла... У меня это часто бывает. Сорри.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо, magadanian! Прочитать предлагаемый текст и, уж тем более,  проанализировать его для меня возможным не представляется. А оказалось - и не нужно! Ваша блистательная реплика подвела черту под вопросом...  Но ведь в России 80 процентов населения и не представляют, как в 21-м веке выглядят дороги в нормальных странах...

Ну, я местные дороги снимаю редко, потому как обычно за рулем.

 

Но пару кадров в архиве нашел. Это платная автописта Вийяэрмоса-Мехико, участок в штате Веракрус. Много раз по нему ездил:

 

pd01.jpg

 

Вон та серебристая малышка справа на дальнем плане - моя Принцесса...

 

А вот кусочек с мостом:

 

pd02.jpg

 

То есть, что должно быть на платной дороге: разделенная проезжая часть, минимум два ряда в каждом направлении и нормальный асфальт.

 

Разрешенная скорость на этой автописте - 110 км в час. Но я, бывало, бегал по ней до 140 км в час - никаких проблем.

 

А теперь сопоставьте с дорогой на фото...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну ладно бы - Германия (о фантастиш!), пусть бы Американская Невада. да пусть уж и даже Французия какая-нибудь... Но - Мексика...

 

 

ШУТКА!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, разумеется, российские дороги по качеству лишь немного уступают Жигулям.

А если сделать их платными, то получится анекдот про переполненный автобус: "За это еще и платить?"

Сама инициатива наречь такие дороги платными и брать деньги за проезд является полностью бесстыжей.

Но у меня есть одно замечание (насколько я прав, не знаю): в России большие годовые перепады температур, и весной дороги (асфальтовые дороги!) разрушаются прямо на глазах, сам видел. Мне кажется, при таком климате даже непревзойденные немецкие мастера не смогут сделать долговечную нормальную дорогу.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Soliton

Значит, надо ожидать, что скоро могут появиться платные тротуары...

Как там в мире с платными тротуарами?

Могу я, к примеру, купить один погонный метр тротуара на центральной улице?

:bye:

 

 

---------------

Платные дороги - в стране, где дороги - одна из двух больших бед, приведет к тому, что дорога станет ПЛАТНОЙ, когда можно ничего не делать, а только собирать деньги... а про ремонт и содержание дорог могут и не вспомнить... К сожалению.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но у меня есть одно замечание (насколько я прав, не знаю): в России большие годовые перепады температур, и весной дороги (асфальтовые дороги!) разрушаются прямо на глазах, сам видел. Мне кажется, при таком климате даже непревзойденные немецкие мастера не смогут сделать долговечную нормальную дорогу.

Боюсь, что Вы всё же не очень правы.

На Севере живём не одни мы. Холода не мешают финнам, норвежцам и канадцам содержать приличные дороги. Да и у штатников, кроме Невады, есть ещё и Аляска, и по ней тоже люди ездят.

 

Меня заинтересовал заголовок статьи "Зачем нужна госкомпания". Причём не с экономической, а с филологической точки зрения.

По смыслу слова, компания - предприятие нескольких или многих участников.

Кто со-участник в госкомпании, кроме государства?


Влюблён в себя, но ... без взаимности

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Soliton

pyotr

Но у меня есть одно замечание (насколько я прав, не знаю): в России большие годовые перепады температур, и весной дороги (асфальтовые дороги!) разрушаются прямо на глазах, сам видел

Несколько лет назад в прессе было несколько статей (в т.ч. и в НГ), касающихся асфальтирования. Можно поискать...

Здесь вот в чем дело... дело в ГОСТах... По ГОСТу на асфальт, который принят еще в 30-ых годах (!!!) определено процентное соотношение всех составляющих. Изменение их - есть нарушение Стандарта, что влечет даже уголовную ответственность.

Но - изменение одной составляющей на несколько процентов приводит к тому, что прочность асфальта возрастает многократно, асфальтовое покрытие будет служить уже несколько лет, а не один год... или меньше.

В других странах, где имеются аналогичные климатические условия (Канада, Исландия, Норвегия), ГОСТ на асфальт отличается от нашего. Наверно, лучше сказать, что в СССР-России ГОСТ на асфальт отличается от аналогичных ГОСТов во всех странах. Даже по асфальту у России свой путь...

Было написано, что уже не один раз выходили на правительство с предложением изменить ГОСТ, но каждый раз предложение отклонялось.

Предложения отменялись, поскольку Госстрой, и соответствующие министерства были против. Ясное дело - они будут против - ведь асфальтирование дорог каждый год - это деньги, деньги немерянные, деньги, которые "закатываются" в асфальт...

 

Попробую я поискать эти статьи...

Строители или специалисты по асфальтированию на форуме есть?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как минимум, на форуме присутствует многолетний пресс-секретарь Территориального Управления автомобильных дорог администрации Новосибирской области... :bye:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но у меня есть одно замечание (насколько я прав, не знаю): в России большие годовые перепады температур, и весной дороги (асфальтовые дороги!) разрушаются прямо на глазах, сам видел. Мне кажется, при таком климате даже непревзойденные немецкие мастера не смогут сделать долговечную нормальную дорогу.

Не только это. Уж с сибирскими дорожными проблемами знаком не понаслышке...

 

К примеру, у скандинавов, в Исландии и, по-моему, даже в Канаде основу составляют скальные грунты. В российской Западной Сибири вся почва - сплошное болото. А строить качественные дороги на болоте - это, прямо скажем, непростое занятие...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый magadanian.

 

Извините, но про Западную Сибирь тоже немного знаю.

Алтайский край - почти сплошные песчаные почвы, осадков немного, солнечно даже зимой и сухо. Новосибирская область во многом похожа, только север, на границе с Томской областью более болотистый и холодный по климату. Кемерово тоже по климату ближе к Алтаю.

Тюмень - да, это болота.

 

Но дороги и на Алтае - нет слов....

Во многих местах их вообще нет, иногда - были, но исчезли, направления остались.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

magadanian

В российской Западной Сибири вся почва - сплошное болото. А строить качественные дороги на болоте - это, прямо скажем, непростое занятие...

Т.е. Вы считаете, что в РФ НЕ может быть хороших дорог?

 

А в Луизиане - болота, во Флориде болота, а дороги , однако, хорошие.

В Финляндии климат не сильно отличаетя от Москвы, а дороги хорошие.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость mirona

Александра

Всё не прочитала.Но я сама у нас случайно попала на платную дорогу( я про неё знадла, но всё было не до того, косность)Ездили мы по ней три раза.Это примерно 300км.Заплатили мы меньше 20 долл за все три раза.Я влюбилась в эту дорогу.И когда в следующий раз поедем на Мёртвое море, поеду только по ней.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость mirona

Люся

Люсичка, а у нас пустыня безводная.Такую дорогу сделали! Я в следующий раз фото выставлю.Не то, что шоссе хорошее.Вокруг красотища.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость mirona

magadanian

Разрешенная скорость на этой автописте - 110 км в час

Ага.А я себе всё время говорю=- тпру, тпру!Куда разогналась.Как гляну на спидометр, так 130.Низ-з-зя!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость mirona

pyotr

Но у меня есть одно замечание (насколько я прав, не знаю): в России большие годовые перепады температур, и весной дороги (асфальтовые дороги!) разрушаются прямо на глазах, сам видел. Мне кажется, при таком климате даже непревзойденные немецкие мастера не смогут сделать долговечную нормальную дорогу.

Воруют, с.

Как-то показывали проверку новых российских дорог.Ворую, с, воруют, с и ещё раз , всё спёрли.Поэтому и разрушается на глазах. Я как-то спросила у знакомой из Швеции,а зимой у них такие же дороги,как в МОскве.Онамне у своего виска пальцем покрутила.

А у нас жара , в тени+30, а в Эйлате +40.Так асфальта быть не должно, стечь весь должен, а он не течет.Состав дрлжен быть для климата свой.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А видели бы вы горные дороги Германия-Швейцария!!! Фантастика! Сальвадор Дали! Все - или по воздуху, или в тоннелях сквозь горные твердейшие породы... А рядом тянутся электро-, теле- и прочие провода, те, что у нас висят уныло не везде...А вы - болота -топи, пустыни-степи-тайга, климат, широта-долгота...

Да в башках недомер, только и всего!

А мы всё смеемся: "Какой остроумный Черчилль- "В России нет дорог, одни направления!" Ха-ха-ха!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
pyotr
Но у меня есть одно замечание (насколько я прав, не знаю): в России большие годовые перепады температур, и весной дороги (асфальтовые дороги!) разрушаются прямо на глазах, сам видел

Несколько лет назад в прессе было несколько статей (в т.ч. и в НГ), касающихся асфальтирования. Можно поискать...

Здесь вот в чем дело... дело в ГОСТах... По ГОСТу на асфальт, который принят еще в 30-ых годах (!!!) определено процентное соотношение всех составляющих. Изменение их - есть нарушение Стандарта, что влечет даже уголовную ответственность.

Но - изменение одной составляющей на несколько процентов приводит к тому, что прочность асфальта возрастает многократно, асфальтовое покрытие будет служить уже несколько лет, а не один год... или меньше.

В других странах, где имеются аналогичные климатические условия (Канада, Исландия, Норвегия), ГОСТ на асфальт отличается от нашего. Наверно, лучше сказать, что в СССР-России ГОСТ на асфальт отличается от аналогичных ГОСТов во всех странах. Даже по асфальту у России свой путь...

Было написано, что уже не один раз выходили на правительство с предложением изменить ГОСТ, но каждый раз предложение отклонялось.

Предложения отменялись, поскольку Госстрой, и соответствующие министерства были против. Ясное дело - они будут против - ведь асфальтирование дорог каждый год - это деньги, деньги немерянные, деньги, которые "закатываются" в асфальт...

 

Попробую я поискать эти статьи...

Строители или специалисты по асфальтированию на форуме есть?

Очень содержательная и конструктивная реплика, уважаемый Soliton. Большое Вам спасибо.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владислав Иноземцев

Миллиарды в асфальте

Сегодня 1 км четырехполосной автострады обходится

в Китае в $2,9 млн,

в Бразилии в $3,6 млн,

в России в $12,9 млн

(для участка автодороги Москва Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км цифра составляет $134 млн за 1 км;

для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга $142 млн за 1 км,

для четвертого кольца Москвы около $400 млн за 1 км).

 

В Германии 65% автотрасс строится с укладкой бетонных плит,

в КНР 38%,

в России 0%.

Ведь эти покрытия не нуждаются в ремонте по 20 и более лет, а на ремонт существующих дорог мы тратим в 5,5 раза больше средств, чем на прокладку новых.

 

Я полагаю, одним климатом эти особенности объяснить не получится. :crazy:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Soliton

Нашел. Новая газета, № 61 от 21 Августа 2003 г.

 

http://www.novayagazeta.ru/data/2003/61/16.html

 

По данным Всемирного банка, движение автотранспорта по участку дороги в 1350 км с заметными дефектами покрытия несет годовую потерю, равную 250 млн долларов США. Две трети денег, выделяемых центральным и местными бюджетами на строительство дорог, тратятся не на строительство, а на ремонт уже существующих. Средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в промышленно развитых странах. Наш автотранспорт на одну подвижную единицу перевозит самый маленький груз в мире! При этом автомобиль расходует на российских дорогах в 1,5 раза больше горючего, чем в промышленно развитых странах.

...

Сначала о том, почему дороги у нас хуже, чем в Европах, говорит Вячеслав Быкадоров. Дело в том, что Россия страна уникально неудобная, с точки зрения дорожного строительства: 86% всех грунтов в России так называемые связные грунты, то есть грунты с примесью глины или целиком состоящие из таковой. Есть, конечно, в России и нормальные песчаные грунты, наиболее подходящие для строительства, их 14%. Но не будешь же для дорожной насыпи возить грунт за тыщу километров! Насыпь всегда делается из того, что есть под рукой, то есть из связных грунтов.

Как и почему связные грунты убивают асфальтовую дорогу? Дело в том, что глины и суглинки хорошо набирают и плохо отдают влагу. Вода подтягивается по рыхлостям и пустотам грунта из низлежащих слоев прямо под дорожное полотно и с первыми морозцами замерзает. Давление воды, замерзающей в замкнутой системе, достигает 2000 кг/см2. И происходит то, что специалисты называют «морозным пучением». Асфальт трескается, а весной верхний слой грунта непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность. Колеса проезжающих грузовиков завершают картину, проламывая асфальт над пустотами и разрушая так называемые выпоры асфальтового полотна. Вот и весь механизм

А почему в Канаде и на Аляске дороги хорошие? Там тоже бывают морозы

В Канаде и на Аляске насыпь под дорогой делают только из песчаных грунтов, поэтому морозного пучения не происходит. Там много песка, издалека возить его не приходится. А в тех странах, где, как и в России, много глины в почвах, либо нет морозов, либо нет такого количества грунтовых вод. Это называется «не повезло»

Долгое время Быкадорову казалось, что невезение это фатальное и неисправимое, но потом ему в голову вдруг пришла одна идея. Вот не зря говорят, что все хорошие идеи рождаются на стыке дисциплин! Быкадоров ведь не дорожник по образованию. Он бывший металлург литейщик, поэтому всю жизнь имел дело с формовкой грунта. Как обходятся с грунтом дорожники? Известно, как катком укатывают. А как формуют грунт для литейной формы металлурги? Вибрацией! Получается гораздо более плотная забивка. Поэтому неудивительно, что однажды Быкадоров, волею судеб работавший тогда средним начальником в стройуправлении, предложил своему другу, знатному дорожнику Феликсу Губерману, идею трамбовать дорожную подушку не катком, а вибротендом.

Суть идеи была в том, чтобы «забить» глинистый грунт до плотности песчаных грунтов, тогда поры между частичками насыпи уменьшатся, а вместе с тем упадет и всасывающая сила грунта. Соответственно уменьшатся морозное пучение и разрушение дороги. Просто, как все гениальное!

Феликс Губерман с энтузиазмом принялся за дело. Было это все в восьмидесятых годах. И улетающая, как осенний журавль, советская власть напоследок сделала все, что могла, для проверки идеи была построена работающая на дизеле виброплатформа, которая цеплялась к трактору «Кировец». Конструкция получилась удачная с одного захода грунтотрамбовочная машина уплотняла грунт ровно настолько, насколько требовалось. По сравнению с обычным катком рост плотности казался не таким уж и большим всего 5%. Ну что такое 5%? Тьфу! Ан нет. Дело в том, что зависимость прочности дорожного полотна от плотности дорожной основы растет по экспоненте. И пятипроцентное повышение плотности грунтовой подушки повышает прочность дороги в два раза!

Между прочим, стандарт плотности насыпи в США выше нашего ГОСТа аккурат на те самые 5%. Они-то и дают вдвое больший межремонтный срок американских дорог по сравнению с нашими. Просто песчаный грунт, на котором в США строят дорогу, можно укатать до нужной плотности катком. А русские суглинки катком так не укатываются, вот и сделали наш ГОСТ «под каток».

Чтобы окончательно покончить с одной из двух русских бед плохими дорогами, оставалась самая малость изменить ГОСТ, повысив норматив плотности дорожной подушки всего на 5%. Это не сделано до сих пор. Хотя пытались все Гайдар, Чубайс, Немцов Они, конечно, не дорожники, но ухватить суть нашим премьерам помогали специалисты. Быкадоровско-губермановскую идею поддерживали: грунтовая лаборатория геофака МГУ; Инженерный центр геологии и экологии РАН; Российская академия наук; лаборатория грунтоведения Московского государственного университета; кафедра инженерной геологии Геологоразведочной академии; Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ-ТУ); Российское дорожное научно-производственное объединение ГП РосдорНИИ; Всероссийский научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (АО «ВНИИСтройдормаш»). «За» идею выступали данные дорожных испытаний. «Против» не было никого.

Но ГОСТ пробить не удалось никому. Правительства сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, ГОСТ держался.

Мы с Губерманом тем не менее не оставляли своих атак на правительства, продолжает Быкадоров. Однако воз не двигался с места ни на йоту. Это вызывало у нас недоумение, пока нам, наконец, не объяснили, в чем тут дело, знакомые ребята из ФСБ. Они тоже ознакомились с нашими документами и сказали следующее: «Понимаете, в дорожном бизнесе крутятся миллиарды рублей. Эта бюджетная река разбивается на потоки, идущие по разным адресатам, в том числе и в дорожное строительство. А строительный бизнес, как известно, удобен для воровства помнишь скандал с МКАД?.. Внедрение вашего предложения перенаправит часть бюджетного потока не на ремонт дорог, а на строительство новых, потому что старые дороги перестанут нуждаться в столь частом ремонте. Но каждый, кто пытается немного перераспределить финансовые потоки, невольно ущемляет чьи-то конкретные интересы. Так что, если вам жизнь дорога, лучше туда не суйтесь. Если, конечно, не хотите получить пулю в подъезде. К тому же Федеральная дорожная служба России, которая на словах выступает за вашу идею, пока что находится в крайне удобной ситуации сама отвечает за строительство дорог и сама же себя контролирует. А если, как ты предлагаешь, ввести специальную вневедомственную инспекцию по контролю земляного основания дорог до укладки дорожного покрытия, это положит конец их хорошей жизни».

И слова «экономистов в штатском» оказались пророческими: однажды неутомимому Губерману в подъезде сунули ствол под нос. Губерман героем не был он эмигрировал в Израиль. А Быкадоров остался. И до сих пор ходит по инстанциям, доказывая очевидное.

Интересно, докажет ли?..

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Филимон

Начнем с того, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке и то для посетителей, поскольку хозяин его все же покупает.

Те кто думает, что дороги строят лучшие сыны Родины из ничего, могут идти спать. Остальные стало быть знают, что дороги строят на наши с вами деньги, а стало быть разговор о бесплатности беспредметен.

Другое дело - дороги повышенной комфортности, многополосные с усовершенствованным покрытием, четкой разметкой, информационным обеспечением вплоть до мелкой гребенки в метре от обочины, наезжая на которую автомобиль начинает вибрировать, как бы говоря хозяину, -Проснись! Мы сейчас вмажемся в энергопоглощающее ограждение. Не говоря уж о телефонах аварийной службы на каждом километре.

5b5d1d301030.jpg

Во Франции платный трафик устанавливается только там, где параллельно такому шоссе идут дороги, типа той, что на снимке выше. Как правило эти дороги идут через населенные пункты с соответствующими ограничениями в скорости, не такие прямые и несут на себе следы ремонта.

Что касается климата-почвенного состава-прочих траблов, то в Шотландии ездил по дорогам построенным римскими легионами среди болотистых лугов. Там брусчатое покрытие за 1000 лет сохранило свой профиль, т.е. вода стекает не к центру дороги, а наоборот в кювет. Секрет строительства таких дорог известен.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наблюдатель - Строительство автомобильных дорог в РФ
http://kot-kotofei.livejournal.com/3974.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А видели бы вы горные дороги Германия-Швейцария!!!

...А вы - болота -топи, пустыни-степи-тайга, климат, широта-долгота...

Да в башках недомер, только и всего!

Нет. Вы не правы. Климат тоже влияет.

Если при сильной жаре мозги плавятся, то при сильных морозах мозги стеклянеют, и шевеление в извилинах прекращается. :tbs:

Вот поэтому и не переводятся дураки и плохие дороги. :tbs:


Влюблён в себя, но ... без взаимности

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

×
×
  • Создать...