Перейти к контенту
Фил

Система образования в США

Рекомендуемые сообщения

Система образования в США: сделано с любовью

 

 

Не захвалить бы детей, не избаловать бы, чтобы выросли самостоятельными. Так думаем мы. Американцы убеждены в обратном: чтобы ребенок стал независимым и ответственным, нужно хвалить его «в кредит», не торопить взрослеть, постоянно признаваться в любви, почаще обнимать и проводить время вместе.

 

В апреле 2011 года мы вышли из аэропорта в Нью-Йорке, не было и десяти градусов по Цельсию, однако местная малышня деловито бегала в футболках, по-летнему. Некоторые родители везли в колясках младенцев, одетых в тонкие штанишки и кофточки, с голыми и сизыми, как мне показалось, от холода пятками. Сын, пару минут понаблюдав за раздетыми сверстниками, молча снял куртку. С тех пор мы встретили в Нью-Йорке уже четыре апреля без куртки.

Встреча по одежке

 

Один из принципов американского воспитания — не кутать детей и таким образом закалять. Если встречаешь в Нью-Йорке замотанного, как кукла, ребенка, сомневаться не приходится: родители или туристы, или недавно переехали в США. Но русскоязычные эмигранты даже не первого поколения предпочитают одевать детей тепло. В магазине на Брайтоне зимой бойко торгуют валенками «Котофей».

 

Безусловно, бывают и здесь холода. Но каждый год я встречаю множество детей, которые бодро шагают по ледяному асфальту в туфельках на босу ногу, без шапок и часто без курток... Мои дети не исключение: им важно не отличаться от друзей. И ведь не простужаются.

 

Если зимой гардероб американских детей удивляет легкомысленностью, то в остальное время года безалаберностью. Бегать в большой, не по возрасту одежде, или пижамных штанах, или бальном платье, кроссовках и с короной на голове? Запросто! Главное, что не голый. Здесь быстро можно проститься с советской привычкой беречь хорошее на какой-то предполагаемый выход в гости или поликлинику. Никаких одергиваний: прыгай в луже и валяйся на земле в чем хочешь. Одежда стоит в Америке дешево, а дети слишком быстро растут, чтобы беречь штаны за пятнадцать долларов на будущее.

 

Даже в школу можно пойти хоть в пижаме — никто не осудит. Более того, в школах есть pajama day (пижамный день): все ученики приходят в том, в чем бегают по дому или спят.

 

Хвала похвале

 

Как правило, школу американские дети любят. Еще бы: просмотры мультфильмов (актовые залы везде оснащены большими экранами), прогулки на улице в перерыве между занятиями, вечеринки и праздники, экскурсии, поездки в театры, кино, музеи. Плюс постоянная система поощрений: учителя отмечают даже выпавший зуб ребенка.

 

Я не раз встречала своих беззубых крошек с памятной наклейкой на груди и с зубом в специальной коробочке. Детей часто хвалят «в кредит» и награждают грамотами, например «Ученик месяца». Сын получил такую, когда еще почти не говорил по-английски, а одна из дочек — когда с речью были физиологические проблемы.

 

Грамоту дают тем, кто старается, но по каким-то причинам не может идти в ногу со всеми. Так сказать, моральная поддержка. Другая дочка, которая ни разу не получала такую грамоту, обижалась, а я про себя радовалась: значит, не отстает от других.

 

Учительницы сына в первом классе — миссис Ли и мисс Бичмэнт — каждый день, прощаясь после уроков, гладили Гурия по голове и говорили: «Какой он сегодня был молодец, как старался! Мы рады, что у нас в классе такой замечательный мальчик!» Сыну это было очень важно, ведь в первом классе он знал от силы тридцать слов на английском. Для таких детей в школах есть специальные программы, обязательные к посещению. Первые три месяца мы плакали над домашними заданиями. А уже в январе Гурий стал первым в классе по чтению.

 

На поощрения и похвалы в школах делают основной упор. Оценки долгое время не ставят, вместо них — смайлики и смешные наклейки. Часто учитель дает процент правильных ответов и ободряющий комментарий: «95%! Замечательно!», «100%! Восхитительно!» — или, если все не совсем удовлетворительно: «Прекрасно, но надо следить за размером букв!», «Очень хорошо, но, когда ты будешь писать предложение с большой буквы, станет еще лучше!»

 

Поначалу кубки, медали и грамоты дети получают чуть ли не массово, но постепенно награждать начинают лучших. Чем ближе к окончанию школы, тем весомее награда и серьезнее повод для ее вручения.

 

Система наказаний тоже отличается от российской. Нерадивых учеников запрещено выгонять в коридор. В младших классах провинившихся могут посадить на красный коврик, в отличие от тех, кто хорошо себя ведут и сидят на зеленых и желтых. Детей постарше сажают на стул в главном офисе — помещении типа учительской. Если проступок серьезный, ученику предстоит разговор с директором.

 

Старший товарищ

 

Родительских собраний в США нет, по плану дважды в год надо прийти на встречу с учителем для общения с глазу на глаз. О возникших проблемах преподаватель также может сообщить запиской или при встрече после занятий.

Отношения детей с учителями российским родителям могут показаться слишком неформальными. Учитель здесь не гуру и не истина в последней инстанции, он скорее старший друг, тот, кто направляет и подсказывает. Преподаватели в США с приятельской непосредственностью делятся с учениками подробностями личной жизни, показывают фото детей, мам, пап. Однажды учительница ушла в декретный отпуск и вернулась из него через три месяца, как и положено по закону.

— Мама, миссис Джери родила девочку, назвали Эльза, она сейчас за городом, с бабушкой, ест-спит и очень счастлива, поздравь миссис Джери, — отрапортовал сын-второклассник, когда я пришла за ним в школу.

До конца второго класса Гурий приносил свежие новости об Эльзе. Потом родился ребенок у преподавателя физкультуры, и новостей заметно прибавилось. Сегодня я знаю, у кого из учителей астма, у кого тройняшки, кем кто работал в 15 лет, какого они вероисповедания и многое другое.

 

Причастность к жизни учителя сближает, невольно заставляет доверять этому человеку больше, что хорошо влияет на атмосферу в классе и позволяет быстрее сдружиться. Это важно, ведь каждый год классы перемешивают. Состав часто довольно разношерстный. Не так давно я случайно узнала, что один из друзей сына, Макс, живет в доме за несколько миллионов долларов, а другой, Анджело, растет в приюте для бездомных с мамой и без отца. И эти трое мальчишек крепко дружат.

 

Дети с проблемами здоровья — и с синдромом Дауна, и с ДЦП — учатся в обычных классах, вместе со всеми. Меня очень радует, что для сына и дочерей это такие же друзья, как и остальные. Точно так же дети не обращают внимания на цвет кожи и национальность одноклассников. Я подсчитывала, на скольких языках говорят у них в классах, получилось 21.

 

— Знали бы вы, чего мне стоило отдать ребенка в эту школу, — рассказала как-то мама Анджело. — Наш приют очень далеко отсюда, и школа там не ахти. Пришлось подделать документы, чтобы ребенка взяли в хорошую школу в хорошем районе.

Равные возможности

 

Отказать ребенку в приеме в школу не могут, даже если его родители нелегалы. Но надо доказать, что ты проживаешь в том районе, где расположена школа. Обычно чем лучше район, тем школа лучше. Рейтинг зависит от того, как ученики сдали экзамены в конце года.

 

Есть немало учебных заведений в Америке, которые из года в год получают всего один из десяти возможных баллов. 99% из них находятся в неблагополучных районах: нерадивые ученики, ленивые родители, криминальная обстановка, других причин для низкого рейтинга практически не бывает, ведь независимо от того, где расположена школа, в Нью-Йорке или глубинке Техаса, условия обучения там будут одинаковы. Повсюду в стране детям бесплатно выдают учебники и кормят дважды в день, если родители мало зарабатывают.

 

Школьное образование для любого ребенка в государственных учреждениях бесплатно. Но к началу учебного года в класс надо принести небольшой набор самого необходимого: карандаши, резинки, фломастеры, ножницы... Еще надо платить за развлечения: школы постоянно возят детей в кино, театры, зоопарки, музеи. Такие поездки стоят, как правило, не дороже десяти долларов.

 

Все шесть лет в начальной школе ученики мастерят поделки: вырезают, клеят, красят... Используется пластик, одноразовые тарелки, стаканчики... Попутно узнают все о переработке мусора. Что еще важнее: школьников с самого начала учат, как себя защитить или как спастись от пожара. Каждый год красавцы-пожарные проводят захватывающие наглядные уроки, например в специальном домике «случайно» поджигают занавески от газовой плиты. Учить каллиграфии ребят начинают только в третьем классе, до этого никаких закорючек и прописей.

 

И даже после обучения каждый ребенок выберет для себя, какие буквы ему удобнее — печатные или письменные. Первые четыре года дети пишут карандашами, можно пользоваться ими и дальше — учителя не будут возражать. При этом сочинения начинаются с первого класса, с шести лет. Прежде всего ценится способность мыслить на заданную тему. Система образования построена не по принципу «я знаю», а по принципу «я думаю». Кроме того, в программе обычной школы есть и танцы, и пение, и множество иных занятий.

 

— Твоя дочь так хорошо играет на флейте! — неожиданно услышала я после школьного концерта. Маша, конечно, рассказывала, что их учат музицировать, но я не подозревала, насколько высок уровень подготовки. Были и другие сюрпризы: Вероника на уроках биологии вырастила лягушек из головастиков и решила посвятить себя науке. Сын всерьез увлекся футболом — классическим, а не американским.

 

Семейная любовь

 

— Как можно отказаться от таких прекрасных детей?! — поначалу недоумевал муж-американец, имея в виду моего бывшего.

 

Я не знала, как ответить, удивлялась только, что чужих детей можно было так принять и полюбить. В Америке мои малыши обросли огромным количеством любящей родни. Недавно дети перечислили тех, кто, как им кажется, с радостью возьмет их в случае чего на воспитание. Список оказался солидным.

 

Принцип воспитания в американских семьях такой же, как в школе, — хвалить и поддерживать: «Люблю тебя, ты лучший!», «Горжусь тобой!», «Ты можешь это сделать!» Даже незнакомые просто так хвалят чужих детей и восхищаются ими. Я долго не могла привыкнуть. Теперь сама говорю комплименты чужим детям так же часто, как своим. И на детские истерики реагирую иначе.

 

— Обними ее, а не кричи, — как-то сказал муж, когда одна из девочек устроила очередной бунт. — Ей не хватает твоего внимания. Все скандалы лечатся любовью: чем больше скандал, тем больше любви ребенку требуется.

 

С тех пор все проблемы детей мы лечим только так, помогает намного лучше, чем окрик или безразличие.

 

Теперь мне смешно слышать, что американские родители якобы выгоняют детей из дома по достижении ими 18 лет. Или что между детьми и родителями в США существуют денежные отношения. Или что дети жалуются на родителей в полицию. Я бы сказала, что в США культ семьи. В выходные все спортивные площадки, музеи, развлекательные центры, рестораны, парки полны родителями с малышами.

 

Только что прибывшему США может показаться страной больных детей: довольно больших девочек и мальчиков здесь часто возят в колясках. Дети эти в массе своей здоровы, просто и им, и родителям так удобнее. Иногда в колясках возят даже в школу и обратно: а что делать, если ребенок устал? Американцы вообще не торопят детей взрослеть: коляски до пяти лет, бутылочки до четырех, подгузники тоже... Парадоксально, но в итоге дети рано становятся самостоятельными, еще в школе начинают работать и рано оставляют родительский дом.

 

— Секрет в том, что они чувствуют опору и тыл, — как-то сказал муж.— А если ты знаешь, что тебя всегда поддержат, взлетать легко.

 

— Но подгузники в четыре года?! Зачем?

 

— Марина, — засмеялся муж, — Посмотри по сторонам! Ты видишь хотя бы одного взрослого американца в подгузнике? Нет! Тогда чего ты боишься?

 

Служба спасения

 

Детей постоянно стараются уберечь от опасностей, причем не только в школе и семье: телевидение, внимательные соседи, законы — все работает на это. Иногда законы принимаются после трагических событий, которые не смогли предусмотреть. Машина насмерть сбила девочку, выбежавшую из школьного автобуса. Сразу после этого любым автомобилям запретили проезжать мимо остановившего автобуса с детьми. Пока водитель не закроет двери, никто не имеет право двигаться, иначе можно потерять права.

 

Детское ТВ осторожно готовит своих зрителей к встрече с опасностями. Малышей учат, как избежать похищения или оставить информацию родным. От дочек я узнала, что похитители в 99% случаев меняют одежду и прическу ребенка, но забывают про обувь, а значит, ее надо пометить специальным образом. А если тебя на улице схватил незнакомый человек, то отбиваться надо не просто с визгом, а кричать: «Это не мой папа, срочно звоните 911!»

 

Звонить в службу спасения здесь учат с младенчества: лучше ложная тревога, чем риск беды. Недавно мальчик пяти лет позвонил в 911, потому что не мог сделать уроки — мама устала. Диспетчер-мужчина терпеливо объяснял ребенку арифметику. Запись разговора появилась в новостях, у диктора другого слова, кроме как cute, не нашлось. Cute, «милый» — любимое слово про детей, о детях и детям.

 

Любовь к детям проявляется и в том, что ни один ребенок, независимо от наличия страховки и денег у родителей, статуса пребывания в стране, не будет оставлен без медицинской помощи, если серьезно заболел или был травмирован. Моя сестра-доктор принимала участие в спасении мальчика, обварившегося кипятком. Он с родителями нелегально прибыл из другой страны.

 

Формально для США они были правонарушителями и подлежали депортации на родину. Но по закону мальчика обязаны были вылечить. В конечном итоге это стоило государству около миллиона долларов, которые попросту списали. А мальчика вылечили, обеспечили коляской и костылями, сделали пандус около дома, выделили психолога для реабилитации…

 

— А все почему? — со знанием дела заявил мой сын, услышав эту историю.— Потому что важны все дети! Потому что другого такого мальчика больше нет, он единственный!

 

И я засмеялась, вспомнив, как забирала в первый день сына из школы:

 

— Ну как, выучил что-то?

 

А ребенок совершенно серьезно ответил:

 

— Выучил очень главную вещь! — он вынул тетрадь из рюкзака. — Слово «я» (I) надо писать только с большой буквы! Потому что это Я, другого такого мальчика нет!

 

Переехала с детьми в США в апреле 2011 года. Старшему сыну Гурию тогда было пять с половиной, дочкам-двойняшкам Марии и Веронике около четырех. В настоящее время дети учатся в школе, посещают кружок рисования, мальчик занимается футболом, одна из девочек — гимнастикой. Марина работает журналистом, ассистентом продюсера документального кино. Замужем за американцем, у которого от первого брака четверо взрослых детей.

 

Марина Соколовская, опубликовано в издании Вокруг Света


Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя.

 

Марк Аврелий (не еврей ли?)

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ух, ты. Кое-каких положений в "идеологии" воспитания детей я интуитивно придерживался сам (и совершенно не догадывался, что они "американские"). А кое-какие положения школьной американской стратегии (отдельные, немногочисленные, но все же важные) я наблюдаю у сына в классе. Причем, спешу заметить, что в двух параллельных классах (всего их три, считая наш) подобная картина не наблюдается. Добавлю, что когда мы отдавали сына в школу, то я сразу же (практически) выбрал именно этого учителя, у которого он сейчас учится. И написал заявление на его имя.

 

Система отдачи в школу (думаю, что повсеместная?) сейчас такая. За год до школы родители записывают своего ребенка в т.н. "школу будущего первоклассника" в той школе, куда хотят его отдать в первый класс. "ШБП" - это три (иногда четыре) урока по субботам, длина урока 30 мин, перемена 10 мин. Будущие учителя переходят из группы в группу, чтобы присмотреться ко всему предполагаемому контингенту. Стоила вся эта музыка в 2012-2013 г 5 тыс за курс (с начала октября по конец марта). В конце курса родители пишут заявления с просьбой о приеме (или не пишут, но таких случаев не было, насколько мне известно). Варианты такие:

  1. ребенок попадает к тому, к кому хотели родители
     
  2. ребенок попадает в эту школу, но не к тому, к кому хотели родители (но родители согласны и на этот вариант)
     
  3. ребенок не попадает в эту школу вообще.

Во-первых, есть некоторый "конкурс". Во-вторых, дело в том, что "местных" школа обязана взять безусловно. Исключение - это школы, которые "пробили" себе какой-то особый статус (лицей, гимназия, еще чего-то там, я не очень разбираюсь). И в них остается только этот "конкурс". Они берут только кого хотят (формально. Но, фактически, я вижу, что в нашу школу явно были звонки из "высоких инстанций", чем только и можно объяснить появление в ней некоторых высокопоставленных внуков и внучек).

 

А я еще в конце лета - начале осени 2012 года не поленился, обошел школы, из которых потом собирался выбрать "самую лучшую". В принципе, я сам в школе работал определенное время, и у меня есть свои соображения, на что надо обращать внимание. Выбрал школу. И поехало.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне в свое время повезло. Дочку приняли в школу с углубленным английским поскольку рядом со школой жила бабушка, которая была по совпадению куратором этой школы от пединститута, в котором преподавала. Дочка после уроков не ехала домой, а шла к бабушке, делала там уроки и вечером мы ее забирали. Английский ей очень пригодился в жизни.

С сыном было сложнее, своеобразный характер и легкая степень аутизма с богатым внутренним миром и вынужденными входами в этот. Вот у него была гениальная учительница ( в школе ее недолюбливали завучи и коллеги). На ее уроках можно было ходить, пересаживаться, разговаривать не мешая другим, даже для выхода по нужде из класса надо было просто встать и глазами показать на дверь. Однажды завуч контролировавшая ее урок была шокирована, что мой парень решая задачку напевал что-то. Однако Наталья Ивановна сумела раскрыть раковинки и выпустить их всех наружу, научив общаться, излагать свои мысли, спорить не ругаясь. В ее классе не было великих математиков, физиков, ботаников, но предметники отмечали высокий уровень интеллекта детей, развивать способности которых было легко и приятно. Среди выпускников этого класса сейчас 5 или 6 кандидатов наук (в том числе и мой сын), да и прочие тоже не пропали.

Что же касается американской школы, то дочка ездила туда по обмену еще в 1989 году, а через год мы принимали одну девочку из американской группы. Так вот то, что рассказано в статье во многом совпадает с впечатлениями дочери.


Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя.

 

Марк Аврелий (не еврей ли?)

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня один ребенок закончил американскую школу, другой продолжает учиться в high school. Дети родились в Москве, но в российской школе никогда не учились. Начинали учится в Вирджинии с пятилетнего возраста, закончили (заканчивают) учиться в Массачусетсе в 18-летнем возрасте. Опыт есть. Мои впечатления тоже совпадают с изложенными в статье. Отмечу, да, дети мотивированы к учебе, в основном, благодаря взаимному влиянию на них со стороны родителей и учителей. Выбор школы очень важен, не все школы одинаковы, есть и плохие. Выбор школы часто зависит от возможностей. За частные школы нужно платить. Как правило, они все дают очень хорошее образование. За public school платить не нужно, но очень часто случается, что хорошие школы находятся в дорогих районах или городках. Да, дети, действительно, ходят раздетые. В школе и дома поддерживается примерно постоянная температура и зимой и летом. Детям не приходится долго находиться на морозе раздетыми, только во время ожидания школьного автобуса. Да, и очень часто родители развозят детей по школам.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

×
×
  • Создать...