Перейти к контенту
Olan

Зачем нам образование?

Рекомендуемые сообщения

Мы привыкли гордиться своим образованием, как личным достижением, так и общей системой, способствующей этому. Действительно, если человек хочет, то он рано или поздно получит соответствующее его способностям образование. Есть расхожее мнение о том, что советская система образования была лучшей в мире. Я думаю, что ни для кого не секрет тот факт, что несмотря на всеобщую серость, она была способна давать отдельным своим представителям весь качественный уровень подготовки. Не знаю как у других, но доступ к качественному образованию я получил лишь вступив в противоречие с массовым образованием. Так уж получилось, что в старой (дворовой) школе в период подросткового максимализма у меня мягко говоря не сложились отношения с большинством учителей. Лишь через много лет стала понятна причина этого. Конфликты были в основном с посредственными учителями. Они интуитивно чувствовали мой потенциал, комплексовали по этому поводу и вымещали на мне свои комплексы. В результате я после восьмого класса ушел оттуда в спецшколу. Она настолько разительно отличалась от прежней, что вопрос о том где качественнее образование даже не стоял.

Там нам довольно быстро объяснили то, что хорошее образование подразумевает весьма немалые усилия со стороны ученика. Объем информации, проходящий сквозь голову, в разы превышал аналогичный в старой школе. Интуитивно выработался навык вычленять из информации суть, а затем лишь на ее основе наращивать факты. Это довольно далеко от зубрежки. Это принципиально другой уровень восприятия. Что дает качественное образование? Прежде всего кругозор. Понимание проблемы происходит в комплексе, в взаимосвязи с другими областями. Причем мне кажется, что совершенно не важен профильный предмет. Среди моих одноклассников (химиков по профилю) сейчас есть банкиры, богословы, филологи. Можно неправильно понять свои наклонности в подростковом возрасте, но преимущество качественного образования состоит в том, что человек может вовремя переориентироваться и базовый уровень позволит довольно быстро овладеть новой специальностью. Именно этот базовый уровень мы теряем в ходе нынешних реформ образования. Специализация вещь необходимая, но без базы совершенно бессмысленная.


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получение образования в определенном смысле аналогично зарождению и появлению новой жизни, появлению нового самостоятельного субъекта, творца. И я не могу объяснить, почему в каких-то случаях новый субъект "образовывается", а в каких-то нет. При этом нередко бывает, что и у "живого", и у "мертвеца" идентичные аттестаты и дипломы, по которым они попросту неразличимы.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Olan

Не знаю как у других, но доступ к качественному образованию я получил лишь вступив в противоречие с массовым образованием.

Мне кажется это общим правилом. К сожалению. Понятно что и уровень учителей с основном очень слабый и классы по тридцать человек великоваты, но многое, как мне видется, можно было бы компенсировать исправив именно программу, изменив сам подход. Усилия со стороны ученика - несомненно. С этим довольно сложно что-либо сделать, потому что заинтересованность, то есть необходимая мотивация формируется не только учителем. Что касается объема информации, он неплохо ложится вот именно что на логический скелет, который как раз нашей школой не формируется. Мне кажется важнее таки базис и понимание простейших закономерностей. Обучение логике может еще с начальных классов? Можно еще ввести что-то типа урока обучающего навыкам обучения, учимся учиться, чтобы не было нужды в интуитивном понимании. Объяснить уже найденные человечеством приемы помогающие усвоить нужную информацию не так и сложно, а детям не придется открывать Америк.

Ну вот что касается исследований памяти, оптимальное запоминание происходит в процессе деятельности. То есть запоминается непроизвольно та информация которая использовалась в решении более сложной задачи. При этом даже если цели запомнить не ставится. То есть необходимо информацию использовать на практике и чем более активно это происходит тем глубже и надежнее она усваивается. Зубрежка - совершенно тупиковый путь, даже осознание может не произойти и запоминание неэффективное и непрочное.

Плохо используются научные знания вот еще, которых немало накоплено в области памяти и обучения, совсем никак, к сожалению. Можно было бы отчасти избежать метода проб и ошибок потому что многое легко прогнозируется. Почему не используется - другой вопрос. Не обращаются чиновники к специалистам принимая решения.

Да. Сформировать мотивацию на зубрежку ммм... довольно непросто.


Совесть, она же обычно внутри. А Портников, он же снаружи. ©

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наше классическое фундаментальное образование очень слабо связано с повседневной жизнью. Может быть стоит немного изменить подход к образованию, изменив его вектор. Есть такое направление развития личностных качеств, называемое тренингами. Там перед обучающимися ставится конкретная задача и совместными усилиями ищется выход. Может ввести элементы тренинга в процесс обучения? Скажем, надо написать письмо другу (бабушке, дяде и т. д.). Для этого необходимы минимум два навыка: умение писать (фундаментальная задача) и владение способами отправки (прикладная или утилитарная задача). Для того, чтобы научиться писать необходимо следующее: ... , для отправки письма следующее: ... . Сочетание обучения с моделированием конкретной бытовой проблемы должно повысить социализацию ученика. Скажем, той же арифметике ребенка можно учить в магазине, рассчитывая стоимость покупки и сдачу. Одновременно подспудно ребенок осознает то, что для повседневной жизни необходим некоторый набор продуктов, одежды, и.т. д.

Одной из основных проблем первоклассников является резкая смена рода мозговой деятельности. Если дошкольник занят главным образом игрой, моделированием ситуации и способами ее решения, то при переходе в состояние школьника возникает совершенно новый вид деятельности - усвоение внешней информации, не всегда имеющей практическое применение.

Немного сумбурно, но здесь я пытался изложить главное противоречие нашей образовательной системы и способ (один из многих) его преодоления.


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Кот
Что касается объема информации, он неплохо ложится вот именно что на логический скелет, который как раз нашей школой не формируется. Мне кажется важнее таки базис и понимание простейших закономерностей. .... Объяснить уже найденные человечеством приемы помогающие усвоить нужную информацию не так и сложно, а детям не придется открывать Америк.

 

Ну вот что касается исследований памяти, оптимальное запоминание происходит в процессе деятельности. То есть запоминается непроизвольно та информация которая использовалась в решении более сложной задачи. При этом даже если цели запомнить не ставится. То есть необходимо информацию использовать на практике и чем более активно это происходит тем глубже и надежнее она усваивается.

Да! Да ! Да ! :ups:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Кот
Наше классическое фундаментальное образование очень слабо связано с повседневной жизнью.

Угу. И поэтому дети, не имеющие предрасположенности к абстрактным играм разума, очень плохо усваивают учебный материал. Помню по себе - то, что хоть каким-то боком можно было применить в жизни - усваивалось на порядок лучше, чем то, что к этой жизни не приткнуть никак.

 

Известно, что эффективно усвоить при обучении можно только 2 вида информации: которая интересна сама по себе и которая жизненно необходима (повседневная или профессиональная деятельность). Отсюда вывод - лучший способ замотивировать ученика на неинтересную ему тему - показать, как ее можно использовать в жизни. Помню забавный случай - учительница математики еще где-то в начальной школе устроила на уроке игру: самим придумать задачи для решения и решить (каждому по отдельности, а потом обнародовать задачу и решение). Каким было условие 95% задач ? Строго такое: "мама (!) пошла в магазин и купила (список товаров). Опционально: товар А стоил больше (меньше) товара В на (в) раз. Сколько всего денег мама потратила. :ups:

 

Да, большинству людей фундаментальное теоретическое образование ни к чему, но немалому числу людей оно все же нужно. Выход здесь, мне кажется, стоит поискать в американской системе образования, где способным к некоторым предметам ученикам можно взять по ним продвинутые курсы, более углубленные и теоретические. Ведь некоторым наука интересна сама по себе, даже не связанная впрямую с повседневной жизнью, а потребность в некотором количестве ученых-теоретиков у человечества есть.

 

Вкратце, так: для всех (и, увы, принудительно) только то, что действительно нужно для повседневной жизнью каждому человеку (чтение, письмо, математика, основы естественных наук). Остальное - по желанию, глубина - по желанию и способности. И должно быть понимание у ребенка: чем лучше и больше он будет учиться, тем интереснее и денежнее у него может быть работа. А не так, как в советской поговорке: чтобы мало получать, нужно много учиться.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Отсюда вывод - лучший способ замотивировать ученика на неинтересную ему тему - показать, как ее можно использовать в жизни. Помню забавный случай - учительница математики еще где-то в начальной школе устроила на уроке игру: самим придумать задачи для решения и решить (каждому по отдельности, а потом обнародовать задачу и решение). Каким было условие 95% задач ? Строго такое: "мама (!) пошла в магазин и купила (список товаров). Опционально: товар А стоил больше (меньше) товара В на (в) раз. Сколько всего денег мама потратила. :ups:

 

Да, большинству людей фундаментальное теоретическое образование ни к чему, но немалому числу людей оно все же нужно. Выход здесь, мне кажется, стоит поискать в американской системе образования, где способным к некоторым предметам ученикам можно взять по ним продвинутые курсы, более углубленные и теоретические. Ведь некоторым наука интересна сама по себе, даже не связанная впрямую с повседневной жизнью, а потребность в некотором количестве ученых-теоретиков у человечества есть.

 

Вкратце, так: для всех (и, увы, принудительно) только то, что действительно нужно для повседневной жизнью каждому человеку (чтение, письмо, математика, основы естественных наук). Остальное - по желанию, глубина - по желанию и способности. И должно быть понимание у ребенка: чем лучше и больше он будет учиться, тем интереснее и денежнее у него может быть работа. А не так, как в советской поговорке: чтобы мало получать, нужно много учиться.

Был у меня эпизод. Работал я тогда преподавателем "информационных технологий" (это я так называл, а для остальных - аналог школьного курса информатики). Аналог-то аналог, да только вот условия у меня были сложнее, чем в школе. Потому что в школу ходить вроде как "надо", а в Дом Школьников (советский аналог - Дом Пионеров) - не обязательно. Скатываться до банального компьютерно-игрового салона мне не хотелось, очень не хотелось. Выход один - заинтересовать учащихся. Но если первая ассоциация с компьютером у учеников - "игра", то волей-неволей именно от этого камина приходилось танцевать. И была у нас игра Silent Hunter II. Сейчас уже четвёртый вышел, но не в этом суть. Игра эта - симулятор подлодки. "Небритые мальчики папы Деница". И вот на занятии зашёл у нас с учениками спор. Сначала в общем - нафига в школе париться. Постепенно скатились на конкретику - стали они тригонометрии косточки перемывать, синусом об косинус колотить. И тут меня как будто в бок ткнул кто: а покажи им, зачем нужна тригонометрия! Надо сказать, игра помянутая сложна чрезвычайно. Ничего не зная о флоте, в неё просто невозможно играть. Соответственно, с торпедной стрельбой у ребят не ладилось никак. Запустил я "Хантера", был там эпизод (одиночное задание) с торпедированием одиночного войскового транспорта. Загружаю я его, поднимаю перископ и показываю ученикам: вот идёт цель. Её курс, скорость, пеленг. затем убираю перископ и ставлю на паузу. И мелом на доске начинаю строить и решать "торпедный треугольник". Да не простой, а с маневром выхода в точку залпа. Через полтора часа доска исписана сверху донизу, а в правом нижнем углу в рамочке - решение. Идти курсом таким-то с такой-то скоростью столько-то секунд, после чего повернуть на такой-то угол влево, идти этим курсом с новой скоростью (медленнее, чтоб цель не услышала) столько-то секунд, после чего произвести торпедный залп. Секундомер в игру встроен, весь маневр получается на 3 минуты. И я, сняв игру с паузы, начинаю проделывать маневр, не поднимая перископ, вслепую. В расчётное время залп из двух носовых труб, потом стопорю ход, поднимаю перископ, и смотрю. ровно на 73-й секунде первая торпеда приплыла транспорту под переднюю трубу, ещё через пару секунд чуть ближе к корме попала вторая. Вуаля! После чего вопрос о том, нужна тригонометрия, или нет, не возникал.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Могу привести случай из собственной практики. Как-то раз между майскими праздниками у меня практически вся параллель (за редким исключением) ушла в поход в Карпаты. Оставшихся учеников свели в один класс и проводили с ними занятия. Начинать новую тему в таком составе особого смысла не имело. Поэтому я решил в качестве бонуса оставшимся провести фактически факультативное занятие. Тему я сформулировал примерно следующую "Теория и практика тушения возгорания". Сначала показал как горит спирт, бензин, эфир. На школьников разница произвела неизгладимый эффект. Затем принялся объяснять теорию химических процессов горения. Потом рассказал какие факторы на что влияют и главное как наиболее эффективно потушить пламя. Вы бы видели тот интерес в глазах.

Этот прием может быть использован как приправа к учебному процессу, но было бы ошибкой сводить к нему обучение. Далеко не ко всем темам можно придумать иллюстрации из жизни, но для полного освоения предмета необходимо понимание всех основных тем, иначе знания носят островковый характер. Задача же школы состоит в получении единой картины мира, пусть на основе базиса, специализация с углублением в предмет нарастет.


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этот прием может быть использован как приправа к учебному процессу, но было бы ошибкой сводить к нему обучение. Далеко не ко всем темам можно придумать иллюстрации из жизни, но для полного освоения предмета необходимо понимание всех основных тем, иначе знания носят островковый характер. Задача же школы состоит в получении единой картины мира, пусть на основе базиса, специализация с углублением в предмет нарастет.

Абсолютно согласен! Но без таких "приправ" блюдо, увы, бывает малосъедобным. А при наличии таких приправ... кто-то из древних (не старик Аристотель ли!) говорил: "Какова примесь, таков и вкус." Вот такие "примеси" к нормальному грамотно выстроенному основательному учебному процессу и обеспечивают в немалой степени его успех.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И всё упирается в то же самое там же и с теми же участниками:

30 человек в классе.

40 минут в ремени, в которыве надо уложить: орг-момент переклички с отмечанием в журнале, проверка усвоенного на предыдущем уроке, разбор нового материала, закрепление изученного с учётом недопустимости домашних заданий дабы не перегрузить ребёнка. Это о знаниях. Соответственно стандартам. О стандартах не будем - но всем всё понятно.

Параллельно решаются проблемы формирования и автоматизации общеучебных и специальных (предметных) навыков и умений. И разумеется, воспитательные задачи, которые должны быть не только решаемы, но и записаны в обязательный поурочный план-конспект учителя.

Кстати, коллеги-преподаватели, вы ещё помните, что в этот поурочный план-конспект должны быть записаны не только все задаваемые на уроке вопросы, но ответы учеников? :ups:

Оборудование... тоже не будем, тоже всем всё понятно. И дело не отсутствии компьютеров, интернета и мультимедиа, а в отсутствии навыков и потребности в их использовании. Всеми сторонами: учителем, учениками, администрацией.

Потому что мало запустить фильм - неважно, настареньком диапроекторе, кинопроекторе, телевизое, мониторе и т.д., надо предварительно научить извлекать информацию из видеоряда, научить видеть. Да, я уже знаю учителей, которые очень довольны такой системой. И уже работают так:

1. Запустили и посадили класс, быстрый оргмомент.

2. Объявили оценки за тест прошлого урока.

2. Включили фильм-урок.

3. Провели итоговое тестирование.

4. Собрали листочки.

5. Выпустили класс.

Всей послеурочной работы проверить листочки и отпечатать тесты к следующему уроку.

Светлое будущее нашего образования?


Революция - кошмар для современников и благо для потомков.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1. Запустили и посадили класс, быстрый оргмомент.

2. Объявили оценки за тест прошлого урока.

2. Включили фильм-урок.

3. Провели итоговое тестирование.

4. Собрали листочки.

5. Выпустили класс.

Можно пойти еще дальше. Класс не запускать, а преподавать удаленно, да и то не самому, а автоматизированной системе обучения. Вот будет всем хорошо. :Z :ups:


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1. Запустили и посадили класс, быстрый оргмомент.

2. Объявили оценки за тест прошлого урока.

2. Включили фильм-урок.

3. Провели итоговое тестирование.

4. Собрали листочки.

5. Выпустили класс.

Можно пойти еще дальше. Класс не запускать, а преподавать удаленно, да и то не самому, а автоматизированной системе обучения. Вот будет всем хорошо. :Z :ups:

Разумеется.

А ответственность за обучение - посадку детей перед монитором - возложить на родителей.

Вы представляете, какая экономия на школьных зданиях, зарплатах учителей, директоров, завучей, уборщиц.

А итоговое ЕГЭ тоже на дому будет? Ох, какие перспективы открываются.


Революция - кошмар для современников и благо для потомков.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Образование нужно затем, что нормальному человеку невозможно проскочить-миновать определённые стадии развития мышления, или будешь жить до конца ущербным. Набор этих стадий не так уж и велик, но комбинаций и особенностей на индивидуальных путях - хоть отбавляй.

Сколько удивительных индивидуально-всеобщих открытий уже пылятся в ряду других полузабытых банальностей...

 

Как достичь гармонии? На каждом этапе - по-своему. Практика необходима всегда. Но нужно что-то ещё, чтобы перейти в следующую стадию. И этому тоже надо учиться...


Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Как достичь гармонии? На каждом этапе - по-своему. Практика необходима всегда. Но нужно что-то ещё, чтобы перейти в следующую стадию. И этому тоже надо учиться...

Щас застрелюсь. :yes01: А попроще нельзя?

 

Вот из собственного опыта, не столь загружающего. Образовние нужно, чтобы учесть "добытое" уже полезное и ошибки прошедших перед нами. Первое приобресть, чтобы не заморачиваться, последнее отмести с той же целью. :beer: И всё это исключительно для тонуса и радости бытия. :yes01:


Не так страшен Х@йло, как его подх@йлята

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

×
×
  • Создать...