Перейти к контенту
nonic

Текучесть понятий и ускользание смыслов

Рекомендуемые сообщения

Некогда один переводчик изобрел русское слово "возвышение" для замены вполне понятного всякому российскому гегельянцу понятия "сублимация". Не знаю, может, Лопатин Гегеля и читал, просто ему захотелось побыть немножко Ломоносовым, заменившим "оксиген" "кислородом", а "гидроген" "водородом", тем паче, что он только что произвел чудесное словечко "отчудить" от "отчуждать", а, может, просто не был знаком с терминологией, будучи неофитом в политической экономии и философии, одного Маркса и прочитавшим, но Сталин определенно с трудами Гегеля знаком не был, потому и словосочетание "возвышение классовой борьбы" толковал именно так, как его слышал, в итоге мы получили Большой террор вместе с безупречно марксистским его обоснованием.

 

 

История - трансценденция. Она - снятие Человека, который отрицает себя, сохраняя себя, и сублимируется в своем сохраняющем самоотрицании. Любой, чей разум не испорчен диалектикой, поймет, что он ничего не понял из фразы, сказанной Гегелем, и либо пойдет постигать азы, либо забросит этого Гегеля подальше, найдя себе более понятное чтиво. Но обязательно найдется какой-нибудь доброжелатель, возжелавший приблизить Гегеля к русскому народу, и, исходя из собственного понимания, произведет на свет нечто этакое: История недоступна человеческому сознанию. Она - уничтожение Человека, который отвергает себя, оставаясь собою, и возвышается в своем сохраняющем самоотвержении. Экий простор открывается для размышлений! Можно из одной этой фразы построить, по меньшей мере, аж три взаимоисключающих теории, апологеты коих будут аппелировать к одному источнику.

 

 

 

 

UPD. Ну вот, пожалуйста: "Не случайно один из глубочайших умов нашего столетия К.Ясперс даже был вынужден заметить, что "история имеет глубокий смысл, но он недоступен человеческому сознанию". М.МУНТЯН, доктор философских наук.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Собственность священна, более священна, чем само существование ее эмпирического носителя. Объяснение этой парадоксальной максимы Локк видит в том, что собственность воплощает в себе труд, то есть целенаправленную, сознательную и планомерную деятельность субъекта посредством которой он сам себя впервые конституирует в качестве лица и признанного члена человеческого сообщества
утверждает .доктор философcких наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Эрих Соловьёв в своей статье Феномен Локка.

 

Объяснить этот парадокс оказалось не по силам и автору объяснения, из коего прямо следует, что сами вы более священны, нежели ваше существование, хотя при этом ваша жизнь столь же священна, сколь и вы. Иначе говоря, ваша жизнь отрывается от вашего существования, ваше существование признается ничтожным по сравнению с вами, вашей жизнью, вашей свободой и вашей собственностью.

 

Кажется, на наших глазах происходит "снятие Человека, который отрицает себя, сохраняя себя, и сублимируется в своем сохраняющем самоотрицании," и мы попадаем в область трансценденции. Снять это противоречие можно, только предположив, что в итоге собственником самого "эмпирического индивида" оказывается то ли Бог, то ли Высший Разум, то ли сама Собственность, но при этом пропадает постулируемая Локком в качестве естественного права свобода, "эмпирический носитель" собственности просто принуждаем ею к труду, дабы она имела возможность самовоплотиться.

 

Хотя, с другой стороны,

права, означенные в «тройственной формуле» Локка, рефлектируют друг в друга: свобода в узком смысле слова и право на жизнь уже как таковые суть право собственности, ибо в них предполагается, что индивид есть владелец своих целей и жизненных сил.
Вы еще не запутались в построениях доктора от философии? Кажется, тройственная формула почерпнута доктором Соловьевым из корявого перевода, в коем собственность последовательно путается с владением, тем же владением порой становится состояние, которое может затем явиться то собственностью, то имуществом,, а человек в конечном итоге признается самому-себе-собственником Похоже, все изыскания доктора вовсе не опираются на текст Локка, скорее они сродни изысканиям на тему Человека, возвысившегося в своем сохраняющем самоотвержении.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В «Трактате о государственном правлении» Локк формулирует три основных прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в «естественном состоянии» и которые затем гарантируются самим государством: это право на жизнь, свободу и собственность.

В общем, получается из Локка этакий социалист, полагающий за государством обязанность наделять собственностью неимущих, ибо и у них есть неотъемлемое, поскольку естественное и прирожденное, право на собственность, гарантированное самим государством.

 

Обратимся к самому Локку;

...he seeks out, and is willing to join in society with others, who are already united, or have a mind to unite, for the mutual preservation of their lives, liberties and estates, which I call by the general name, property.

 

Оказывается, под естественными правами и таинственной "тройственной формулой" скрывается естественное право на защиту своей жизни, своей свободы, и своего состояния, и только это право мы добровольно делегируем государству - право защиты нашего достояния от посягательств, только это право, а не право на защиту прав, хотя бы и естественных, это, если мы читаем сам труд Локка, а не его изложение доктором от философии.

 

Попробуем порефлексировать и понять, что же все-таки разумел Локк под словом property, объединившем у него и жизнь, и свободу, и состояние. Если для англоязычного читателя это слово тянет за собой целый ворох понятий и коннотаций, то русскому переводчику все это безразлично, ему известно только одно значение - собственность, несмотря на то, что слово property именно в этом значении и не употреблялось вплоть до XVII века, да и тогда оно стало обозначать лишь земельную собственность.

 

Парламентский акт 1624 г. в Англии гласил: «Тот, кто не имеет собственности, не является свободным».
Это ляпнул уже иной доктор в подтверждение своего столь же спорного тезиса, сколь и само существование того парламентского акта.

'He that hath no property in his goods,' said a member of Parliament in 1624, 'is not free.' "Тот, в чье имущество не входит недвижимость," сказал член Парламента, "не свободен". Если кому интересно, последствия сего высказывания зафиксированы в акте, освободившем от порки мелких дворян. Понятно, что и земельная собственность не имеет никакого отношения к той property, вмещающей в себя и жизнь, и свободу, что имел в виду Локк.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Слово property досталось Англии вместе с норманнами, получившими его в наследство от римлян. Обозначало это слово некую субстанцию индивида, его естество, сущность, отличающую его от всех прочих индивидов, включающую в себя среди прочих личностных характеристик и его имущество.

 

Возможно, к XVII веку обладание землей стало важнейшей личностной характеристикой, поскольку именно от величины земельной ренты зависела сумма налоговых выплат и избирательное право индивида, и потому с течением времени значение слова property перешло с целого, на его наиболее значимую часть. Во всяком случае, и в Римской Империи прародитель слова property слово proprietas ко времени появления на свет Дигест претерпело такую же трансформацию.

 

Если верить Далю, то и в русском языке бытовало слово точно с таким же значением и схожей судьбой:

 

СОБЬ - ж. все свое, имущество, животы, пожитки, богатство; | *свойств нравственные, духовные, и все личные качества человека... ...Слова собь, означающего личность, отдельность, самую суть человека, в словарях нет; мы пишем: собственный, собственность, собственник, вместо: свой, собина и собинник и пр., почему здесь стечение букв бств так полюбилось нам, не знаю.

Честно говоря, я затрудняюсь найти обобщающее понятие, способное заместить ту собь, собирающее, подобно Локковой property, воедино жизнь, свободу и состояние, может быть, это и достояние, но уж никак не собственность.

 

Собственность - вообще больное место у наших переводчиков, они готовы видеть ее везде, но если же им грезится собственность частная, то они готовы ее обнаружить даже у Локка.

 

...all the fruits... and beasts.. are produced by the spontaneous hand of nature; and no body has originally a private dominion, exclusive of the rest of mankind, in any of them...
...все плоды... и все звери... произведены рукой дикой природы, и над ними ни у кого изначально нет особой власти, недоступной остальным...

 

Как вы думаете, где здесь может скрываться частная собственность? Правильно, под private dominion:

...все плоды... и все животные... являются стихийным порождением природы..., и никто первоначально не имеет частной собственности, исключающей остальную часть человечества, на что-либо из них...

Того и гляди, появится очередной доктор наук и...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Законодательно оформленная собственность появилась в Российской Империи в 1832 г., и появилась она именно в том качества, что подразумевал английский парламентарий, заявлявший, что тот, среди чьего добра нет собственности - не свободен, то есть в качестве обособленного от земель казенных, городских, общинных и пр. земельного участка, владелец коего мог им пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. Естественно, мыслилась та собственность исключительно как собственность отдельного, частного лица, распространению же в нашем языке частной собственности мы тоже обязаны переводчикам.

 

Личная собственность для русского уха в XIX веке еще звучала как масло масляное, потому, ничтоже сумняшеся, приватную собственность переводчики трудов по политической экономии, при отсутствии в наших палестинах таких понятий, как собственность казенная и публичная, произвели в частную, нечаянно расширив понятие, которое вопреки всем переводимым ими источникам захватило все, что не является собственностью публичной и казенной. Мы же до сих пор спокойно относимся к применению понятия частная собственность и к собственности совместной, и к собственности кооперативной, и даже к собственности корпораций, но для переводчика частная собственность остается по прежнему приватной, индивидуальной. В итоге, когда переводчик встречает в тексте именно частную собственность, он ее попросту не узнает.

 

В английском языке различаются близкие по смыслу понятия "private property" (буквально: "частная собственность") и "several property" (буквально: "раздельная, обособленная собственность" или "собственность нескольких лиц"). Термином "private property" обозначается собственность отдельных индивидов. Понятие "several property" шире. Оно противоположно понятию государственной собственности и охватывает, таким образом, любые формы "не-казенной" собственности - не только единоличную, но и семейную, партнерскую, кооперативную, акционерную и др. К сожалению, в русском языке нет термина, адекватно отражающего смысл этого понятия. В настоящем издании оно передается словосочетанием "индивидуализированная собственность", чтобы подчеркнуть тот факт, что разнообразные формы "не-казенной" собственности, перечисленные выше, складываются и развиваются в результате добровольного комбинирования и рекомбинирования индивидуальный прав собственности. - Прим. науч. ред.
Привет научной редакции и ее корректорам! Индивидуализированная собственность - собственность, обладающая индивидуальностью, юридическое лицо. Прочтя издание, следующее за "настоящим изданием" и лишившееся столь пространного объяснения тайн переводческой кухни, можно свято уверовать в то, о чем сам автор и не подозревал, ведь Хайеку всего лишь мешало это узкое значения английского словосочетания private property, то есть личная собственность.

Private property в английском языке дополняет joint property, собственность общая, совместная, но понятие, объединяющее их, отсутствует, потому Хайеку пришлось заимствовать изобретенную Генри Саммером Мэном еще в XIX веке, но так и не получившую распространения в английской литературе, частную собственность, именно частную, ибо в русском языке слово частная обозначает применительно к собственности как раз то, что в английском обозначает слово several (отдельная, обособленная, а также личная, индивидуальная) и точно так же противопоставляется общественному и государственному, как слово частная.

 

Все бы это не имело особого значения, если бы слово "частная" не сыграло роль в нашей истории роль, едва ли не более важную, чем слово "возвышение".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если и прежде было вам скучно, то сейчас будет еще скучнее.

 

Итак, состояние, богатство [estate] первобытного индивида возникает в результате приложения им труда, являющегося проявлением его жизненных сил и свободы целеполагания [life and liberty], к общедоступным [пребывающим in common state] дарам дикой природы и иным ее проявлениям, своим трудом этот и ему подобные индивиды преображают природу и создают новую природу, более пригодную для человеческого бытия. В конце концов, эта изначальная общедоступность и вовсе исчезает, постепенно переходя в состояние [estate] наиболее умелых и удачливых индивидов, становясь частью их самих, частью их естества, сущности, то есть частью их собственности [property]. Состояние, богатство постепенно превращается в гарантию независимости, а значит, и свободы применения жизненных сил своего обладателя, потому вскоре оно начинает представлятся самой сущностью индивида, почти синонимичным его собственности. Прочие же, лишенные состояния, становятся ущербными, расчлененными, бессущностными [unwesen, К. Маркс].

 

Преобразование природы со временем заходит столь далеко, что возникает иная природа, техногенная, индустриализация охватывает все сферы человеческой деятельности, и труд уже нигде не может оставаться индивидуальным трудом, по необходимости он становится частью труда общего, но доступность плодов общего труда, как и свобода применения жизненных сил, по прежнему зависит от наличия у индивида состояния-собственности, на этом этапе развития человечества нашедшей свое отражение в капитале. Эта техногенная природа благодаря общности труда уже сама предполагает общедоступность ее плодов, мешает же этой общедоступности лишь состояние-собственность, дающая право на их распределение, тем самым сохраняя расчлененность сущности всех, не обладающих состоянием.

 

Расчленение сущности индивида может быть преодолено только тем самым снятием собственности, которая сохранит себя, отрицая себя, и сублимируется в своем сохраняющем самоотрицании, или, говоря языком Лопатина, возвышением собственности. Результатом этой сублимации будет возвращение к общедоступности плодов на сей раз уже техногенной природы, собственность, освобождаясь от своей связи с состоянием, освободит и жизненные силы, ущербный индивид, наконец, вновь станет цельным.

 

Препятствовать накоплению плодов и образованию новых состояний призвана сублимация потребностей (кстати, еще одна жертва пресловутого возвышения). Явнее всего эта сублимация, осознанный отказ от обладания и предпочтение ему владения и пользования, проявляется в распространении аутсорсинга и лизинга. Прежде большие гостинницы пользовались собственным постельным бельем, что вынуждало их содержать склады, прачечные и целые отделы, озабоченные своевременной заменой износившегося белья, закупавшие новое и утилизирующие старое. Теперь те гостинницы спихнули эту обузу на специализированную компанию, которая и предоставляет постельное белье в пользование, и стирает его, и следит за его состоянием. Обладание, и даже владение постельным бельем становится невыгодным, дешевле пользоваться бельем таких компаний. Ну, а среднемировой автовладелец уже давно отказался от обладания автомобилем, владея автомобилем, принадлежащим лизинговой компаниии.

 

 

Таковы вкратце диалектические предпосылки снятия или уничтожения собственности как категории отношения и возврашения ее в категорию модальности. Не берусь пока судить, прав был Маркс или нет, но в его диалектических построениях не находится места для частной собственности, противостоящей в нашем сознании не столько казенной и публичной, сколько личной собственности.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот никак не пойму... То есть мораль никак не может сочетаться с частной собственностью только в российском государстве? Или так везде??

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот никак не пойму... То есть мораль никак не может сочетаться с частной собственностью только в российском государстве? Или так везде??

 

(зевая) Ну, как нас учит КПСС, так оно и есть. В Росии морален только Царь (генсек, президент, Лидер нации), он за всех молится, а холопы освобождаются "от химеры по имени совесть". Их задача точно исполнять спускаемые сверху указания и не умничать. Вот как-то так. Только это позволяет нам время от времени скатываться на обочину прогресса (поскольку ушедщий лидер был говно), а потом нечеловеческими усилиями возвращаться к мейнстриму (поскольку действующий всегда - гений). И никакой собственности...


Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя.

 

Марк Аврелий (не еврей ли?)

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

История - трансценденция. Она - снятие Человека, который отрицает себя, сохраняя себя, и сублимируется в своем сохраняющем самоотрицании.

Вот - справа, у окошка - сидят двое. Один такой тупой-тупой и в телогрейке. А другой такой умный-умный и в коверкотовом пальто. И пожалуйста - никого не стыдятся, наливают и пьют. Не выбегают в тамбур и не заламывают рук. Тупой-тупой выпьет, крякнет и говорит: "А! Хорошо пошла, курва!" А умный-умный выпьет и говорит: "Транс-цен-ден-тально!" И таким праздничным голосом! Тупой-тупой закусывает и говорит: "Заку-уска у нас сегодня - блеск! Закуска типа "я вас умоляю!" А умный-умный жует и говорит: "Да-а-а... Транс-цен-ден-тально!"

Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тема - блеск. НИЧЕГО не понимаю, но читать очень приятно. Такой, типа, расслабляющий массаж. А если еще и цитата из Венички (спасибо, дорогой Olan!), то и вовсе замечательно.

 

А Гегеля я постигал по Асмусу, кажется. Мне понравилось. По крайней мере, у него (у Асмуса) хоть что-то было понятно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

читать очень приятно. Такой, типа, расслабляющий массаж.

 

 

nonic,

вот это отклик! А!? Сей пост сделал мой день.biggrin.gif

не знали, поди, что переквалифицировались в массажисты мозга?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Извините, если кого обидела.©.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот никак не пойму... То есть мораль никак не может сочетаться с частной собственностью только в российском государстве? Или так везде??

 

 

Борисыч, велкам:

 

http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2342400.html


Извините, если кого обидела.©.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В дополнение: http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/5115920.stm

 

Уоррен Баффет жертвует 37 миллиардов долларов благотворительным фондам

 

"Я собирался сделать это последние 50 лет", сказал Баффет. "Никаких других планов на эти деньги нет и никогда и не было".

Мужику за 80 лет. Живёт он крайне экономно - до недавнего времени ездил на 16-летней Хонде Аккорд, затем пересел на более новую машину - 10-летний подержанный Линкольн Таункар.

 

И он не исключение, есть множество подобных примеров (в меньших масштабах, конечно). В США пожертвования частных лиц на благотворительность составляют 200-300 миллиардов доллров в год.


"The power of accurate observation is commonly called cynicism by those who have not got it."

-- G.B. Shaw

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...

И он не исключение, есть множество подобных примеров (в меньших масштабах, конечно). В США пожертвования частных лиц на благотворительность составляют 200-300 миллиардов доллров в год.

Скажу больше. В России до наступления эпохи исторического материализма благотворительность была широко развита, равно как и стяжательство. Но согласитесь, что благо творить могут только люди успешные и богатые, которым нищеброды априори отказывают в наличии морали. А стяжательством может заниматься даже кладбищенский сторож, моральный человек по причине того, что аккуратно пропивает свое имущество. Это также не означает, что все сплошь сторожа в России были стяжателями.

 

Сразу скажу. что с проблемой благотворительности в России знаком не по публицистике, а по архивным документам.

 

 

 


Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя.

 

Марк Аврелий (не еврей ли?)

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очевидно и в сегодняшней России присутствует благотворительность. Только в отличие от "благотворительных" концертов Путина, настоящая благотворительность скрыта... Как ей и полагается...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кажется, "стечение букв бств так полюбилось нам" вскоре после появления у Екатерины I Собственной Е..И. В. вотчинной канцелярии, канцелярия была отделена от всех государственных учреждений и занималась исключительно личным имуществом государыни. Сейчас эту контору можно бы было назвать личной или частной, но во времена Екатерины бытовали только личные (с ударением на второй слог) полотенца и частные приставы. Производное от прилагательного "собственный" существительное "собственность" появляется в языке для обозначения исключительной принадлежности некоего имущества определеннму лицу, его личного имущества. Иной собственности русский язык не знал вплоть до появления переводов с французкого, немецкого и английского, но и "propriété privée", и "privates Eigentum", и "private property" означают в них только одно: личное свойство, определение лишь указывает в этих языках на то обстоятельство, что речь идет не о свойствах вообще, а о свойствах личности. Кабы Екатерина свою канцелярию назвала не собственной, а свойственной, может быть, и не пришлось бы сейчас разводить турусы на колесах.

 

Явление народу частной собственности, подкрепленное авторитетом отечественных докторов от философии, заставило предполагать наличие у нее неких качеств, выделяющих ее из обычной собственности, хотя первое время самим докторам, способным читать "Юго" там, где по русски ясно напечатано "Гюго" , и "Айвенго" вместо напечатанного "Ивангое", все представлялось несколько иначе. Увы, те доктора вымерли, новые же поколения докторов стали ближе к народу и заговорили о существовании личой собственности, собственности государственной, собственности общенародной, и, как записано в нашей Конституции, "иных форм собственности".

 

Что произойдет с частью вашей собственности, если вы объедините ее с частью собственности вашего приятеля для неких низменных или возвышенных целей? Вы утратите право распоряжения этой частью, а, следовательно, она перестанет быть вашей собственностью, распоряжаться ею с момента объединения вы сможете только совместно с приятелем. Попробуйте произнести слово "сособственник", не получается? И правильно не получается, пока нас не убедили в ином наши доктора от философии: выделенное вами из состава вашей собственности имущество теперь находится в совместном владении, а вы с приятелем совладельцы. То же относится и к любой "иной форме собственности".

 

Любая "комбинация и рекомбинация прав собственности" в итоге дает их утрату, но зато собственностью становятся плоды совместного владения. Чтобы наделить это владение правами собственности, пришлось сделать вид, что этот имущественный комплекс обладает личностью. Вот века с XVII и гуляют разнообразные фальшивые личности, личности моральные, легальные, юридические, встречаются среди них даже тела телесные, и все это только ради обоснования прав корпораций на существование отдельное от своих владельцев. К ХХI веку мы пришли к почти полному уничтожению собственности - поглощению нашего имущества корпорациями и государствами, разделившими право на фальшивую личность с корпорациями. Собственность на глазах пары поколений сублимировалась, но пока вовсе не в сторону общедоступности порождаемых ею благ.

 

 

Начало накоплению того имущества, коим заведовало Личное управление Е.И.В. по делам наследства, было положено еще великим государем Симеоном, даровавшим его существенную часть дворянину московскому Ивашке Васильеву. Ивашка тот в бытность свою великим государем всея Руси, великим князем владимирским, московским, новгородским, царем казанским, царем астраханским, государем псковским, великим князем смоленским и прочая, и прочая, вдруг осознал одно обстоятельство: несмотря на обширность своих владений, распоряжаться ими он не может, это право принадлежит приказам, думе, кому угодно, но только не ему. С отчаянья он потребовал выделить ему вдовью долю, но и опричнина вскоре тоже оказалось вовсе не тем имуществом, что жаждал государь. Тогда он, вернувшись на царство, отказался от всех своих владений и вместе со всей титулатурой передал их Симеону Бекбулатовичу, чтобы уже из его рук получить в свое распоряжение хоть малую толику от тех владений. В общем, Иван Грозный, в отличие от нынешних докторов, прекрасно осознавал разницу между владением и собственностью.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Имуществом каждого мы назвали то, что полезно ему в жизни, а полезное, как мы нашли, — это все, чем человек умеет пользоваться... ...вещи, хоть они одни и те же, для умеющего пользоваться ими — приобретение, а для неумеющего — нет:.. для того, кто не умеет пользоваться флейтой, она — приобретение, если он ее продает; а если не продает, а владеет ею — нет.
Это - Ксенофонт Афинский, его Экономика, труд положивший начало и давший название целой научной отрасли.

 

Если верить Ксенофонту, простое накопление богатств индивидом - свидетельство того, что этот индивид не умеет им пользоваться, и оно перестает быть его имуществом, более того, он рискует попасть в зависимость от своего богатства. Чтобы богатство человека, переросшее его умение и возможность им пользоваться, оставалось его имуществом, остается только заняться "комбинированием и рекомбинированием прав собственности" - передать лишнюю часть того богатства в совместное владение. Этим способом сохранения своего имущества пользовались еще задолго до римлян, римские же коллегии, основанные на совместном владении, включали в себя едва ли не всех римлян, да и сам Рим был ничем иным как огромной коллегией, находящейся в совместном владении римского народа.

 

Право распоряжения имуществом коллегий принадлежало доверенному лицу совладельцев, оно было обязано распоряжаться имуществом и использовать его в интересах своих доверителей. Обязательства, данные этим лицом, могли касаться только доверенного ему имущества и не распространялись на прочее имущество совладельцев. Бывали коллегии практически вечные, такие, как похоронные коллегии, бывали и коллегии временные, существующие до той поры, пока у коллег не закончится срок откупа, или не самортизируется их имущество, например, корабль. После отмены запрещения Цезарем всех коллегий, начиная с Августа, любая коллегия должна была испрашивать дозволение на свое существование у Сената. Коллегиальный Рим кончился, началась Римская Империя. Из права римского обязательность официального постановления законодательного органа об образовании новой коллегии перешло и во все европейские кодексы и статуты.

 

Первые акционерные общества в большинстве своем основывались на откупе регалий. Вест Индская Компания, например, откупила у Генеральных Штатов права на колониальную торговлю, на управление существующими колониями, на их защиту и на поиск новых колоний сроком на двадцать лет. Первые ее акционеры, помимо дивидендов на акции, ежегодно получали и одну двадцатую от своих первоначальных вложений. В принципе, такое положение вещей устраивало акционеров, но не устраивало директораты обществ и директорат Амстердамской биржи, ведшей торговлю акциями, потому из пыли времен было вытащено толкование норм римского права, призванное объяснить вечность существования имущества церквей и университетов, оно в тех толкованиях было признано принадлежащим в первом случае телесности благой, а во втором - искусственной или юридической, так на свет появились корпорации-телесности, обладающие юридическими лицами.

 

С той поры имущество корпораций тоже стало вечным, акционеры удовлетворяются дивидендами, а директорат превратился в управляющих имуществом не совладельцев, а самой корпорации, а потому и действует в ее интересах, предполагая, что эти интересы и есть интересы акционеров. Количество живых акционеров неуклонно сокращается, уступая свое место иным корпорациям. Есть и страны, где двадцати крупнейшим национальным корпорациям принадлежит по пять процентов своих акций и акций остальных корпораций. В принципе, ничто не мешает любой корпорации выкупить все свои акции и аннулировать их, тогда получится просто идеальная корпорация. Как вы считаете, кто будут совладельцы той корпорации, части чьей собственности будут составлять эту телесность?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Концентрация капитала, по мысли Маркса, служила делу пролетарской революции больше, нежели борьба рабочего класса за свои политические права. Пролетариату при высокой степени концентрации капитала и наработке навыков планового управления столь сложными объектами достаточно было лишь, взяв уже заботливо сконцентрированные буржуазией средства производства в свои руки, приступить к осмысленному, рациональному производству. "Пролетариат берёт государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство как государство." (Ф. Энгельс)

 

Заботливыми руками синдиката Госбанка и русских банкиров, с 1912 г. скупавшего падающие акции российских предприятий, Думы и правительства, отказавшихся от жесткого золотого стандарта, а затем утвердивших предельные указные цены, военно-промышленных комитетов, распределявших по тем ценам в условиях растущей инфляции госзаказы и сырье для тех заказов, были созданы условия для немыслимой в мирное время концентрации капитала в руках государства, охотно бравшего в казну на время войны предприятия, принадлежавшие тому самому синдикату, чтобы покончить с забастовками, добиться своевременности поставок и планомерности в производстве. Взамен банкиры получили места в правительсттве, дабы обеспечить эту планомерность, так что, Е. Гайдар отнюдь не первый, кому пришла в голову эта блестящая мысль о равноценности собственности и власти. Пролетариату, действительно, осталось только взять "государственную власть и превратить средства производства прежде всего в государственную собственность".

 

Правда, вместо того, чтобы уничтожить пролетариат как класс и государство как государство, пролетарская революция обратила все население в пролетариат, но, надо отдать ей должное, все-таки уничтожив при этом все классовые различия. В ее итоге, вместо обещанной общедоступности благ и освобождения труда, мы получили этакий эгрегор капитала. Ну, вроде того самого нашего гипотетического акционерного общества, аннулировавшего свои акции и тем самым сведшего свой уставный капитал к нулю. Само же государство вместо тихого засыпания после успешно проведенной пролетариатом операции поступило в охрану к новорожденной корпорации.

 

Тот, кто полагает, что Маркс всю свою жизнь занимался научным обоснованием освобождения рабочего класса от гнета класса буржуазии, увы, заблуждается, амбиции Маркса простирались гораздо шире: Маркс всю свою жизнь посвятил опровержению постулата Гегеля о трансцендентности истории, Маркс был уверен, что смысл и цель истории не только постижимы, но уже постигнуты им, и этот смысл уже близок к своему воплощению, а цель истории вот-вот будет ею достигнута. Победа рабочего класса была необходима Марксу только в качестве зримого подтверждения его победы над Гегелем. Завершение истории означало бы и конец философии, а человеком, положившим последний камень в ее здание, стал бы тоже Маркс. Энгельс, скажем, в том и не сомневался: "Современный материализм - ...вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках. Философия, таким образом, здесь «снята», т. е. "одновременно преодолена и сохранена".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

×
×
  • Создать...