Перейти к контенту
Olan

Вторая школа

Рекомендуемые сообщения

Сегодня в "Новой" опубликована статья, главным героем которой является учитель биологии второй школы. Мой сын закончил "Вторую", сам я некоторое, хоть и не очень большое время преподавал там. К сожалению, непосредственно с Колмановским я не пересекался. Он пришел во "Вторую" после моего ухода. С остальными же героями знаком лично и хорошо. Прежде всего о существе дела. Я считаю, что учитель вправе высказывать свое личное мнение публично, а санкции против него произвол. Вместе с тем, не могу согласиться с фразой из комментария Александра Архангельского к статье, помещенном "под текст"

 

Если сегодня директор вынужден опасаться политической позиции учителя, высказанной даже за пределами школы, завтра он будет бояться уже не высказываний, а скрытых намерений, цвета кожи или того, что учитель вдруг поехал за границу, а не в родную деревню.

 

Я хочу вступиться за директора Владимира Федоровича Овчинникова. Очень непросто управлять семьюдесятью нетривиальных учителей вкупе с четырястами нетривиальных учеников. Грубое давление и вертикальный стиль общения здесь не пройдут. Но вы бы знали сколько раз он спасал школу от благоглупостных поползновений сверху и сбоку. Сколько раз ему предлагали перевести процесс обучения на коммерческую основу, скольким высоким просителям он отказал в приеме "слева" их детей, племянников, внуков. Для него нет ничего важнее внутренней атмосферы, того бульона, из которого вырастают личности. Если на наскоки сверху можно отбиться формальными показателями, с которыми все хорошо, то как быть с некомпетентными людьми, создающими общественное мнение? Да, в кругу личностей неизбежны столкновения и скандалы. Чего далеко ходить, он уволил одну из литературных дам, о чем, кстати, в свое время писала "Новая". Сейчас "персональному делу Колмановского" дан обратный ход. Уже появились официальные заверения, что его не увольняют. Но уж очень тревожно. Мне не нравится шумиха вокруг "Второй". Таким кавалерийским наскоком можно развалить то, что создавалось по крупинке десятилетиями.


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олан, думаю, произошедшее - это просто случайность. Имеется в виду, случайность, что тот учитель оказался именно из Второй школы.

 

А вот то, что подобные заведения стоят нонешней "элите", как кость в горле, - это уже тенденция. Вы же сами, наряду с другими форумчанами, писали об этом: идиотский "наезд" на Новосибирскую ФМШ, "нагибание" институтов, типа Физтеха, на прием по ЕГЭ и многое-многое другое. Так что, увы, как приходилось отражать Овчинникову атаки на свою школу в 60-70-х, так и сейчас.

 

И еще. Олан, а ведь Овчинникову уже хорошо за 70, если я ничего не путаю. Что же, даже не нашлось достойного человека, чтобы продолжить его дело?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ведь Овчинникову уже хорошо за 70, если я ничего не путаю. Что же, даже не нашлось достойного человека, чтобы продолжить его дело?

 

Я бы сказал, что за восемьдесят. Да, не мальчик совсем. Есть более молодые претенденты, но ни один из них не имеет поддержки подавляющего большинства, в отличие от нынешнего директора. Никто не хочет дестабилизации. Еще меньше желание иметь директора-варяга, поскольку неизвестны критерии его выбора городскими образовательными властями. Дай бог долгих лет Владимиру Федоровичу. Но я уверен, что если ситуация заставит, то практически сразу найдется достойная кандидатура.


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот тут пост по теме попался. В режиме "за что купил".

Только что с родительского собрания Лицея "Вторая школа" (где заканчивает 11 класс моя сестра) пришла мама, вся на эмоциях. Оказалось, что вопрос, касающийся преподавателя биологии Ильи Колмановского, совсем нельзя считать решенным и ситуация в школе немного сложнее, чем может показаться из СМИ.

 

Все газеты, радиостанции и просто заинтересованные люди делают акцент на достойном прошлом диссидентского (некогда) лицея и сводят развитие истории к фигуре известного директора Владимира Федоровича Овчинникова. Вся ответственность за то, что произошло, автоматически ложилась на него, отсюда следовали сожаления или попытки оправдания. Поэтому, когда Овчинников дал интервью, в котором опроверг информацию об увольнении Колмановского и назвал случившееся недоразумением, всем сразу стало легче и спокойнее, за учителя и его подопечных волноваться перестали.

 

К сожалению, здесь нужно сделать несколько замечаний, которые полностью меняют эту картину.

 

Во-первых (и это самое главное сейчас, наверное) вопрос остался открытым, несмотря на все слова директора школы. Будет ли Колмановский дальше преподавать в Л2Ш - неизвестно. И все потому, что есть такой инструмент воздействия ка общешкольный родительский комитет. Как правило, он решает самые разнообразные вопросы - в данном случае от принудительного сбора денег (которого, кстати, не должно происходить в нормальной школе!) до слияния с другими учебными заведениями (что сейчас весьма актуально).

 

Сегодня же на повестку дня оказался вынесе моральный облик реподавателя биологии Ильи Колмановского - впервые за те пять лет, что моя мама ходит на эти собрания.

 

Конечно, можно было бы считать подобную вещь показухой - мол, обсудим вопрос перед прессой, докажем, что у нас все под контролем. С одной стороны, так оно и есть: пресса в зале действительно была, она вообще не вылезает сегодня весь день из школы. С другой стороны, то, в каком направлении пошел разговор, вызывало у некоторых из пришедших родителей сначала удивление, а потом - негодование.

 

Многие из тех, кому предложили обсуждать моральный облик биолога, были вообще не в курсе дела. Кто-то его просто не знал (не у всех же параллелей один учитель), кто-то не читает новостей и не слушает Эхо Москвы. Тем не менее, инициаторами обсуждения (родители-активисты из 9х и из 7х классов) было объявлено, что они "не потерпят в школе педагога, который выступает против закона о гомосексуализме, а значит - пропагандирует гомосексуализм среди учеников". Они с пеной у рта доказывали, что поведение Колмановского ужасно, но когда их спросили, знают ли они этого педагога, сказали, что Колмановского не знают лично и что у их детей он ничего не ведет.

 

Другим странным фактором было то, что обвинители уже имели заранее напечатанное открытое письмо якобы от лица всего общешкольного родительского комитета (хотя вопрос был только-только вынесен на рассмотрение), в котором оставалось только поставить определенное количество подписей для того, чтобы повлиять на присутствие Колмановского в лицее. И принесшие эту бумагу активисты не были членами этого комитета.

 

Все это вызвало ужасный переполох на собрании. Члены родительского комитета отказывались подписать письмо, активисты начали обвинять биолога уже не просто в аморальном поведении, а во лжи, заявляя, что все его вчерашние сообщения о разговорах с директором - полная чушь. Только большими усилиями удалось снять вопрос о моральном облике педагога с обсуждения, сказав, что все будет обнародовано и что ведется видеозапись, которая будет выложена в интернет.

 

Теперь замечание второе, разъясняющее.

 

Несмотря на то, что вопрос с обсуждения был снят, дальнейшая судьба "открытого письма" родителей так и не известна. Даже если его не подписали сегодня, оно может быть подписано в любой момент, и тогда решение директора ничего не будет значить. Реальная власть в школе принадлежит не ему, не педагогам и даже не родителям учеников. Реальная власть принадлежит неработающей администрации. И если эта не вникающая в подробности администрация вдруг решит, что такая шумиха мешает школе, меры будут приняты.

 

Это не секретная информация - если посмотреть обсуждения внутренней жизни Л2Ш на форумах/в блогах, можно найти много интересного и грустного, в основном это будут истории "про распил" - и даже не бюджетных денег, а тех, которые собирают регулярно с учеников (по 1000 р в месяц с человека). Конечно, нынешнее законодательство, наверное, усложняет привлечение государственных средств на ремонты, химические реактивы и учебники, но если администрация работает более-менее исправно, эта проблема не должна выглядеть так, как ее рисуют родителям учеников и некоторым педагогам.

 

Наконец, замечание третье и, в долгосрочной перспективе, самое нерадостное: такая административная ситуация усложняет существование в школе детей и педагогов и сильно мешает учебному процессу. То, что происходит с Л2Ш на протяжении последних пяти лет (на самом деле, дольше), сильно пугает. Если такое положение дел в корне не изменится, то в ситуации, когда школам приходится сражаться за свое место в меняющейся системе образования, Лицей "Вторая школа" (который сейчас держится в основном на авторитете директора) просто не будет иметь шансов на выживание. А это грустно, потому что здесь по-прежнему преподают прекрасные люди и учатся не менее прекрасные дети.

 

 

PS

 

Кто-то может сказать, что подобное происходит сейчас везде. Я даже соглашусь. Но мне показалось важным сказать то, что я сказала, именно из-за последних событий. Потому что реальный контекст ситуации совсем не похож на то, что я вот уже два дня читаю в других блогах.

http://aoria-aoria.livejournal.com/11856.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что я могу сказать? Приведу цитату из классика: "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". Крикливая некомпетентность, нетерпимость существовала всегда и везде. Далеко не все родители учеников являются научными сотрудниками и вузовскими преподавателями. Родители представляют собой очень разношерстную публику. У меня был случай, когда родители одного из классов, в котором я преподавал, на собрании начали высказывать претензии в отношении того, что я даю слишком много их детям. Основу такой оппозиции составляли две очень крикливых барышни. Тогда я объяснил им, что ни в объеме, ни в уровне подачи материла назад отыгрывать не намерен. Большинство родителей поняли и претензий ко мне не имели. Тогда эти барышни пошли жаловаться Овчинникову. Не знаю о чем они там говорили, но после этого на собраниях они вели себя ниже травы, тише воды. Я не буду рассказывать обстоятельств своего ухода из "Второй", поскольку это сугубо личная история, не имеющая отношения школе, но расстались с тем же Овчинниковым очень достойно. Кстати, не так давно мне понадобилось свести психологов из ИП РАН с ключевыми фигурами "Второй", что было сделано в течение одного рабочего дня. Люди меня вспомнили и отнеслись с неформальным интересом.


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Родителям-активистам, по-моему, на эту 2-ю школу наплевать. То есть, они и глазом не моргнут, если она будет закрыта. Они просто пристроят своих чад в другие не самые плохие школы (недаром активисты!). Но самое плохое то, что остальные просто промолчат и поступят так же.

 

А в принципе, можно, наверное, было бы учительскому коллективу солидаризоваться с Колмановским и пригрозить уходом. Причем, гласно. Без истерик, но спокойно и гласно, чтобы все родители знали об этой возможности и о том, в каком случае она будет реализована. Возможно, это привело бы к появлению большого количества неравнодушных родителей, которые смогли бы перевесить небольшое количество этих "активистов".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дмитрий Андреевич Муратов на публике любит гордиться читателями "Новой". Почитайте комментарии прочитавших статью. Это как холодный душ. Адекватных текстов на две страницы обсуждений штуки три-четыре. Да, материал жареный, но ведь что-то не так в консерваториях.

 

P.S. Кстати о динамике поведения Овчинникова. Ему как директору важнее сохранить работоспособность коллектива, а не поддаваться эмоциям. Он находится в ситуации хронической развилки. Иногда надо убрать смуту с корнем, иногда смириться с несогласным. Универсальных рецептов не существует. Он интуитивно чувствует какое из решений (бывает, что только плохих) принесет меньше вреда для дела. Иногда приходится убирать одного несогласного, но при этом возникают десятки самостоятельно мыслящих. Что для общества в целом продуктивнее? Я не нахожу ответа лично для себя. Несогласный, если он искренен, найдет себе дорогу, а эти десять в дальнейшем станут его опорой. Так шаг за шагом подтачиваются основы казалось бы нерушимого режима. Так было в конце восьмидесятых, так будет лет через пять-десять.


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дмитрий Андреевич Муратов на публике любит гордиться читателями "Новой". Почитайте комментарии прочитавших статью. Это как холодный душ. Адекватных текстов на две страницы обсуждений штуки три-четыре. Да, материал жареный, но ведь что-то не так в консерваториях.

Кстати, ближе к вечеру картина несколько улучшилась. Возможно, потому что первыми, как всегда, отстрелялись те, кто на службе и "по зову сердца"

 

Так шаг за шагом подтачиваются основы казалось бы нерушимого режима. Так было в конце восьмидесятых, так будет лет через пять-десять.

Ох, не уверен я. Какое эта элита ни дурачье, а шлагбаум опускать не торопится. В первую голову, конечно из-за себя любимой. Но и понимание того, что свободный отъезд есть шикарная возможность "нейтрализации" всяких "шибко умных", думаю, присутствует.

 

И еще момент. Я хорошо помню свои ощущения в середине-второй половине 80-х, т.е. когда мне было 15-20 лет. Принадлежа к социальному слою "учеников второй школы", я, конечно, понимал, что я не "плоть от плоти народной", но и чувства полного отчуждения и изоляции от большей части населения у меня не было. А сегодня оно есть и активно усугубляется, причем усугубляется целенаправленно - только ленивый про это не пишет. Так чего удивительного, что знакомые ребятенки мыслят о том, чтобы "отъехать" уже лет с 14-ти?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... Так чего удивительного, что знакомые ребятенки мыслят о том, чтобы "отъехать" уже лет с 14-ти?

Недавно смотрел-слушал в Ю-тубе лекцию Д. Быкова в МГИМО. Задали ему и вопрос об "ОТЪЕЗДЕ".

Интересна была его позиция:

Если вам не больше 25, то адаптация возможна. Если больше - то проблемна.

Впрочем, - это очевидно.

Греки, а потом евреи, а потом и немцы, а потом и славяне стали сваливать из России в надежде, чтобы "хотя бы детям было лучше".


Спасающий спасется.

Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. 1Кор.11:19

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если мне будет дозволено высказаться, то вижу проблему второй школы в целенаправленной деятельности власти. Дело в том, что в стране существует дефицит рабочих специальностей. Люди вкусив какой-никакой демократии, не хотят в силу собственного уважения работать за гроши. Можно, конечно, зарабатывать и рабочему, но для этого нужно пройти долгий путь профессионализма, а мы предпочитаем всё и сразу, да ещё лучше "по щучьему веленью".

Власть, зная и имея возможность своих отпрысков выучить за рубежом остальных намеревается опустить до уровня ПТУ.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На днях в ночи на "Культуре" показали фильм о второй школе. Кому интересно могут посмотреть.

 

http://www.youtube.com/watch?v=v2w-0I-bjjQ


Все говорят, что мы вместе...

Все говорят, но немногие знают, в каком

© Виктор Цой

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

×
×
  • Создать...